1 октября 2014 11:24Forbes.ru

Назад в 90-е: чем грозит России ограничение движения капитала

Мнение Владимира Брагина, директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал»
Владимир Брагин

Что думают о возможном ограничении капитала российские финансисты и как потенциальные решения ЦБ могут повлиять на инвесторов?

В понедельник агентство Bloomberg cо ссылкой на двух неназванных источников сообщило о возможности введения временных ограничений на движение капитала, в случае если его отток из страны вырастет. После этого курс рубля к бивалютной корзине уверенно превысил отметку 44,40 рублей, где к валютным интервенциям должен прибегнуть Банк России.

Мера рассматривается как превентивная и будет использоваться только в случае резкого увеличения оттока капитала, сообщили источники агенства на условиях анонимности, поскольку решение пока не принято. Собеседники Bloomberg не указали уровень оттока, при котором могут быть введены ограничения, или возможную дату. Пресс-служба ЦБ сначала отказалась давать комментарии, но затем сообщила, что не рассматривает введение каких-либо ограничений на трансграничное движение капитала. Подобные меры в свое время поддерживал советник президента России Сергей Глазьев, который в ходе парламентских слушаний в Госдуме предложил ввести налог на вывоз капитала из страны на все транзакции. «Я бы предложил подумать о введении налога на вывоз капитала, причем с учетом того, что вывоз капитала идет в нелегальных формах, он уходит от налогов, от НДС в том числе — 18%», — передавало слова Глазьева агентство «Интерфакс». Советник Владимира Путина говорил о том, что налог на вывоз капитала можно было бы распространить на все транзакции с возвращением денег, если вывоз денег идет под импорт.

Чистый приток капитала в размере около $40 млрд был отмечен в 2007 году. Ровно через год после того, как Банк России снял ограничения на движение капитала. В том году правительству не удалось достичь целевых показателей по инфляции из-за рекордного притока капитала. Но сейчас ситуация с выводом капитала обратная и Минэкономразвития в середине сентября повысило прогноз оттока до $100 млрд. Что думают о возможном ограничении капитала российские финансисты и как потенциальные решения могут повлиять на инвесторов?

Олег Вьюгин, председатель совета директоров МДМ-банка

На текущий момент неправильно подобрана политика «таргетирования инфляции» и свободного курса рубля. Инвесторы не интересуются российскими активами, поэтому в этой ситуации вводить плавающий курс для страны, которая зависит от экспортных потоков, — эксперимент. Если учитывать текущую геополитическую обстановку, то он особо опасен и может завершиться контролем по ограничению капитала. Если это решение будет принято, то будет огромный шаг назад и мы вернемся к экономике, которая была в 90-е годы.

Политика таргетирования инфляция производится невовремя, в нынешней обстановке она неуместна. Если бы ЦБ придерживался старой политики, как при Сергее Игнатьеве (экс-глава ЦБ — прим. Forbes.), то спекулятивные атаки можно было бы контролировать, так как спекулянты боятся ЦБ до смерти. Если политика изменится и решение об ограничении капитала будет принято, то, вероятно, может вернуться обязательство по продаже 60% валютной выручки в России, которое существовало до 2007 года. Кроме того, тогда было необходимо получать разрешения на перевод средств за рубеж. В такой ситуации даже могут быть разрешены иностранные инвестиции, но для этого будет необходимо посещать Банк России.

Алексей Саватюгин, бывший замминистра финансов России

Я отрицательно отношусь к этим мерам. Если это действительно сообщил источник в Банке России, то это говорит о двух вещах. Во-первых, о серьезных разногласиях внутри Банка России, поскольку буквально неделю назад его представители публично высказывались о невозможности введения валютных ограничений. Что могло измениться за неделю — непонятно. Во-вторых, если бы эта новость пришла, например, от советника президента Глазьева или еще кого-то из этого экономического крыла, это понятно. Но если это новость из Банка России, то это очень серьезно и инвесторам стоит пересмотреть свои инвестиционные отношения с Россией.

Дмитрий Пискулов, глава Национальной валютной ассоциации

В правительстве должны задумываться о подобном варианте, возможно не ключевом сейчас, но в качестве возможного плана на случай катастрофического ухудшения ситуации. ЦБ не будет вводить контроль за валютным курсом, так как занимается инфляционным таргетированием. Этот переход будет означать на десять с лишним лет назад. У нас каждый год не меньше $60 млрд отток капитала. На текущем фоне могут обсуждаться подобные меры, но они держатся в рукаве, чтобы быть внедренными в случае качественного ухудшения ситуация. Меры могут обсуждаться и вводиться, но мы откатимся в плане экономической свободы, хотя можно их сбалансировать соображениями национального рынка и возврата денежных средств в виде займов.

Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики «Альфа-Капитал»

Если Банк России разрабатывает инструментарий на случай такой стрессовой ситуации, при которой даже интервенции не помогут удержать валютный курс. Это будет крайней мерой. Стрессовый вариант реален при падении цен на нефть, оттоке капитала, ухудшении политической обстановки. Несмотря на то, что политика Банка России — это свободный курс рубля, весной этого года, когда рубль стремительно падал, регулятор сразу вмешался, увеличив интервенции, а потом повысив основную ставку. Подобные обсуждения это плохой сигнал для инвесторов, потому что они будут с меньшей уверенностью держать деньги в России. Но с точки зрения макроэкономики, у регулятора должен быть инструмент, который поддержит валюту в стрессовой ситуации.

Андрей Шалимов, зампред банка «Возрождение»

В 2006 году России отказались от ограничений движения капитала, но если произойдут сильные изменения в состоянии платежного баланса, то, конечно, чиновники будут смотреть на подобную возможность. С точки зрения рынка это сокращение свободы, но с точки зрения государства это одна из вероятных мер. Это будет сильный удар для финансовых рынков: многие инвесторы забрали серьезный капитал, но подобная идея не добавит оптимизма, так как деньги будут выводиться серыми путями.