16 января 2015 12:16Finanz.ru

Когда перестанет лихорадить рынок нефти?

Дмитрий Михайлов, портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал»
Дмитрий Михайлов

Причина падения цен на нефть со $115 до $45 банальна — дисбаланс спроса и предложения. Нефти производят в мире больше, чем потребляют. Абсолютно достоверных данных о размере этого дисбаланса нет, но Международное энергетическое агентство оценивает глобальный спрос в 92,5 млн баррелей в сутки, а производство — в 93,2 млн.

СМИ и общественность часто обсуждают реакцию ОПЕК, в частности, Саудовской Аравии, на снижение цен на нефть. Также, находясь в России, мы нередко слышим комментарии о возможном изменении объема нефтедобычи в нашей стране. На самом деле решения ОПЕК и политика России не так важны для рынка, как может показаться. В обоих случаях объем производства нефти более или менее постоянен и упирается в возможности инфраструктуры. Грубо говоря, добывают столько, сколько могут.

ОПЕК дает порядка 30 млн баррелей в сутки, Россия — стабильно около 10 млн. Основной «виновник» перепроизводства нефти в мире — США, в которых объем среднесуточной добычи вырос за последние три года на 80% до 9 млн баррелей. При этом прямые издержки нефтедобытчиков на уже работающих скважинах остаются очень невысокими почти во всех странах. Например, по моим подсчетам, в США средняя стоимость извлечения барреля составляет $14, на Ближнем Востоке — $11, в России — $10. Так что даже при нынешних ценах на нефть в большинстве случаев нет экономического смысла останавливать добычу после того, как скважина была пробурена.

Это означает, что повлиять на предложение нефти в мире способно только естественное истощение уже эксплуатируемых скважин. Сначала объем добычи стабилизируется, а затем будет плавно сокращаться — очень плавно, учитывая существование временного лага между вводом в эксплуатацию буровой платформы и получением нефти на новой скважине. Все, что нефтедобытчики сейчас могут сделать для снижения собственных издержек, — это отказаться от разведки новых месторождений и строительства буровых.

В США этот процесс уже начался. По данным Baker Hughes, число используемых буровых платформ уменьшилось с 1600 до 1400. Но этого мало, чтобы рынок ощутил эффект, нужно сокращение как минимум до 1000 буровых, что произойдет, вероятно, не раньше, чем к лету. Дальше прибавляем полгода, необходимые для того, чтобы увидеть реальное сокращение добычи. Получается, что даже при самом оптимистичном сценарии объем производства нефти в США существенно уменьшится не ранее, чем к началу 2016-го.

Поскольку быстрое восстановление баланса спроса и предложения на рынке нефти невозможно, на время цена барреля может опуститься до уровня его себестоимости (с учетом затрат на транспортировку и инфраструктуру месторождений). Таким уровнем сейчас в среднем являются $35-40. В последующие годы цена может колебаться в широком диапазоне без явно выраженного тренда, аналогично тому, как это происходило с 1986-го по 2000-й. И только если в отдаленном будущем опять возникнет дефицит нефти, можно будет говорить о новом устойчивом восходящем тренде. Мой сегодняшний прогноз на ближайшие несколько лет — диапазон в $40-80 за баррель, в среднем $60-70.