19 марта 2014 12:45«Ведомости»

Личный опыт: бизнес из удовольствия

С участием Ирины Кривошеевой, генерального директора УК «Альфа-Капитал»
Ирина Кривошеева

Увлечения часто помогают в работе как начинающим, так и опытным бизнесвумен. Часто речь идет просто об удовольствии и хорошем настроении, порой о том, чтобы получить важный опыт, которого лишена офисная рутина. А иногда из хобби и вовсе вырастает новый бизнес

Хобби на миллиард

Соня Рикель стала дизайнером потому, что любила вязать и увидела на рынке трикотажа незанятую нишу, рассказывает Рут Маршалл, старший медиаконсультант международного женского форума. Марта Стюарт получила диплом по истории искусств и работала брокером на бирже, но прославилась благодаря своему хобби она всегда любила готовить«. В начале 1980-х Стюарт выпустила несколько поваренных книг, ставших бестселлерами, в 1990 г. стала главным редактором нового кулинарного журнала Martha Stewart Living, тираж которого достиг 2 млн экземпляров в начале 2000-х. К этому времени она уже была миллиардером в 1997 г. медиахолдинг ее имени, контролирующий печатную продукцию, телепередачи, радиостанции и интернет-сайты, успешно провел IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже.

В 1980-е у советских школьников были популярны так называемые дневники или анкеты по сути, прототип сегодняшних блогов. В этих рукописных опросниках, которые передавались по рукам втайне от взрослых, неизменно присутствовал вопрос о хобби. И он всегда вызывал замешательство у Екатерины Трофимовой, ныне первого вице-президента Газпромбанка. Собственно, этот вопрос ставит ее в тупик и сейчас: «Если я, например, иду в музей, путешествую, читаю или занимаюсь танцами, я как-то не выделяю это из своей основной деятельности», пожимает плечами Трофимова.

Тем не менее одно из прошлых хобби Екатерины заметно повлияло на ее карьеру, если не предопределило ее. В юности она, как многие петербуржцы, любила водить экскурсии по родному городу и в конце концов стала подрабатывать гидом на круизных теплоходах для интуристов. «Я была вынуждена говорить по-английски без перерыва по 20 часов и поддерживать внимание людей, которые, может быть, танцевали до ночи и не выспались. Мы сами спали в автобусах на причалах, куда приходили круизные корабли, вспоминает она. Мне думается, мои скромные успехи публичных выступлений связаны как раз с этим». В конце 1990-х Трофимова начала карьеру в парижском отделении международного рейтингового агентства Standard & Poor s и за 11 лет выросла с позиции «ниже стартовой» до руководителя группы рейтингов и финансовых институтов стран СНГ, став одной из самых заметных публичных фигур в своей индустрии.

Математика моды

По схожему сценарию развивалась и карьера киевского математика Елены Ярмак. «Меня всегда интересовала мода, рассказывает она. Это самый короткий путь общения». Темой диссертации Ярмак, которая училась в аспирантуре в Киевском институте кибернетики у академиков Глушкова и Михалевича, были математические методы в экономике. После перестройки она осталась без работы. Ярмак не имела никакого представления о том, как устроен модный бизнес, и даже не умела шить: «Самое модное платье, которое было у меня в школе, сшила для меня подружка из полосатого чехла под японский телевизор», смеется Елена.

Сейчас у дома моды Helen Yarmak штаб-квартиры в Москве, Милане и Нью-Йорке (там шоурум Ярмак расположен в пентхаусе, который раньше занимал журнал Playboy на Пятой авеню), бутики в Сеуле и Казахстане, бренд продается в Монако и Лос-Анджелесе, в универмагах Saks и Neiman Marcus. Модели в ее мехах и ювелирных украшениях позируют на фотосессиях для ведущих модных журналов мира. А в числе клиентов Леди Гага, Синди Кроуфорд, Мадонна, Шэрон Стоун и даже монакский принц Альберт.

Творчество вприкуску

Конечно, совсем необязательно выращивать из своего хобби международный бизнес главное, чтобы оно приносило удовольствие, ну и доходы заодно. Например, молодая москвичка Настя Крупинина психолог и арт-терапевт по образованию несколько лет назад увлекалась китайской чайной традицией и стала учиться ей в Клубе чайной культуры в саду «Эрмитаж». Потом у нее появились еще и всякие рукодельные хобби декупаж, валяние из шерсти. Освоив эти техники, она начала проводить мастер-классы, но в отличие от других ведущих во время занятий еще и заваривала китайский чай по всем правилам. «Так родился мой проект Teaartstudio.ru чайно-творческая мастерская», рассказывает Настя. Она регулярно организует творческие мастер-классы на корпоративных и частных праздниках, привлекая специалистов по самым разным техникам от китайской каллиграфии до росписи елочных шаров. В числе клиентов Крупининой Leroy Merlin, Metro Cash & Carry, Unilever, Nivea, X5 Retail Group и аэропорт " Домодедово«. «Мы можем сейчас организовать хоть 10 разных мастер-классов за один день», гордится она.

Моральные дивиденды

Можно и вовсе не зарабатывать никаких денег на своих увлечениях, вполне довольствуясь моральными дивидендами. Для Ирины Кривошеевой, генерального директора УК «Альфа-капитал», таким хобби является чтение немецких классиков на языке оригинала. «Я получала образование в Германии, во Франкфурте-на-Майне начала свою карьеру на финансовом рынке, рассказывает она. Всегда была уверена, что фондовый рынок не прощает ошибок и немецкая четкость, системность, точность, любовь к порядку и анализу, а также бесценный европейский опыт, накопленный поколениями инвесторов, стали тем фундаментом, который помогает мне работать сегодня. А немецкие романтики отвлекают от рабочих дел и настраивают на будущие достижения».

А Виктории Анашкиной, генеральному директору Amgen Russia, очень помогает в бизнесе ее увлечение аргентинским танго. «Прежде всего, танго позволяет справиться с синдромом лидера профессиональной деформацией личности, встроенным чувством ответственности. Учишься быть ведомой, не предугадывать, а настраиваться на человека и понимать. И наконец, как непрофессиональный танцор, ты понимаешь, насколько важны стили преподавания разных учителей. У одних ты расцветаешь, а у других наоборот», резюмирует она. Все эти навыки, по мнению Анашкиной, просто невозможно получить в деловой рутине: «Хобби для всех женщин, а особенно для женщин в бизнесе, мне кажется, очень полезное дело. Начать можно в любом возрасте, а учиться всю жизнь».