1 марта 2016 17:52SNC

Управляй и властвуй: кому доверить свои кровные?

Комментарий Вадима Логинова, директора по стратегическому развитию УК «Альфа Капитал»
Вадим Логинов

Выбрать управляющую компанию для своих финансов почти все равно что выбирать мужа. Все-таки отдаешь весьма ощутимую часть своих материальных активов под обещания любить и заботиться. Конечно, на всякий случай, есть и договор, но проверить, как будут исполняться обязательства, можно только эмпирическим путем. Саша Троицкая рассказывает, как сделать правильный выбор.

О том, что такое ПИФ (паевый инвестиционный фонд) и чем он отличается от обычного банковского вклада, читайте в предыдущей колонке Саши Троицкой.

Зачем нужна УК?

Для начала — зачем вообще вообще нужна управляющая компания (УК)? Чаще всего продуктовая линейка типичной управляющей компании — это уже готовые упакованные продукты (ПИФы) и доверительное управление (ДУ). О последнем мы еще поговорим, но стоит заметить, что это — дорогая история. Ее суть в том, что под конкретного клиента конкретный управляющий (а не клиентский менеджер, как обычно) создает стратегию управления, то есть расписывает, как и с какой выгодой можно вложить его средства. «Входной билет» в ДУ начинается с полумиллиона рублей.

Когда речь идет об инвестициях сумм от 5 до 500 тысяч рублей, то управляющие компании конкурируют между собой своими продуктовыми линейками, где весомую долю занимают фонды, которые формируют УК. Иначе говоря, чем круче УК, тем шире выбор и интереснее ПИФы — по видам вложений, срокам и, конечно, доходности.

Значит ли это, что выбирать нужно подходящий фонд, а не управляющую компанию? Не совсем. У двух совершенно разных УК могут быть похожие по структуре (во что вкладываются) ПИФы, но при этом совершенно разные условия покупки-продажи паев и управления фондом. На практике это означает, что помимо доходности (очень весомый аргумент) потенциальному инвестору нужно проанализировать еще несколько важных критериев отбора. И, по-хорошему, не останавливаться на одном, а рассматривать как минимум несколько фондов, сравнивая их между собой по разным параметрам.

Критерии отбора: сроки, объемы, деньги

Добрые люди уже все посчитали и даже свели в таблицы и разнообразные хит-парады (например, профсоюза финансистов — Национальной лиги управляющих, или вот), так что нам осталось определиться с критериями отбора. Другими словами: как читать эти рейтинги и какие строчки в них искать. На самом деле параметров много, кратко пройдемся по основным.

1. Срок работы УК и ее фондов

Это важный момент, потому что речь идет о том, какую базу знаний (экспертизу) накопила компания. Эксперты считают, что действительно зрелыми и опытными можно назвать те компании (и их фонды), которые существуют на рынке с 1996 года, то есть с самого начала. Те, что пришли в середине нулевых, можно отнести к молодым — на их счету только один финансовый кризис — 2008 года — и только одна стагнация (а это то, что мы проживаем сейчас). Но это вовсе не означает, что «молодые» УК рассматривать не стоит.

2. Историческая доходность фондов УК

Это то, сколько фонд заработал за все время существования. У всех фондов есть периоды взлетов/падений. Динамика роста паев среднестатистического ПИФа похожа на кардиограмму сердечника, поэтому ориентируйтесь на итоговые годовые результаты и смотрите динамику за последние 3-5 лет. Итоговая цифра помогает сделать вывод, насколько команда управляющих умеет справляться со штормами на финансовым рынке и выходить из кризисных ситуаций.

3. Размер фонда и количество пайщиков

Размер фонда определяется суммой чистых активов — это цифру вы найдете в большинстве рейтингов УК. Графа также может называться «Под управлением УК» и считать активы (деньги, ценные бумаги и другие ценности), которые вообще находятся под управлением. Иначе говоря, сколько денег сейчас в фонде. Количество пайщиков могут еще называть безликим термином «привлеченное количество средств». В любом случае чем их больше, тем лучше. Значит, фонд как минимум популярен, паи продаются, инвесторы идут. Исключения, конечно, бывают, но это часто очень специализированные фонды или закрытые, которые создаются под группу инвесторов (проект).

4. Размер надбавки при покупке пая и размер скидки при его погашении (продаже). Прочие расходы, взимаемые из активов фонда (а значит, и денег вкладчиков).

А это уже конкретика по поводу того, сколько с вас спишет управляющая компания за свою работу. При инвестировании в ПИФ есть всего 5 видов дополнительных расходов (помимо непосредственно суммы покупки пая). Прежде всего это комиссия при покупке (сколько УК накинет сверх стоимости пая) и скидка при погашении (сколько она вычтет из стоимости пая). Часто обе цифры колеблются в районе 1-3% от стоимости.

Нюанс в том, что и первое, и второе напрямую зависят от самой УК и меморандума фонда, а также суммы, которую вы хотите вложить. Чем больше сумма, тем меньше процент надбавки. Скидка (комиссия УК) зависит от срока инвестирования: чем дольше инвестор не продает пай — тем меньше с него вычтет УК. О величине обеих комиссий либо написано на сайте УК, либо стоит поинтересоваться напрямую у ее агента или в офисе управляющих. До сих пор встречаются ПИФы, где скидка при продаже пая — 0%, а надбавка и вовсе отсутствует. Но это при очень больших суммах.

Теперь о постоянных расходах — на спецдепозитарий, аудиторов и прочие текущие траты по обслуживанию тех активов, в которые вложился фонд. Да, их тоже ежегодно вычитают из денег вкладчиков. Однако правилами ФСФР запрещено тратить из средств фонда на управление больше 10%.

На практике выглядит так: фонд облигаций за год заработал 18% годовых, но технические расходы (аудиторы, депозитарий) составили 4%. Итого доходность фонда (прирост пая) составила 14%. Впрочем, если управляющие хорошо работают, то этих расходов вы не увидите и не почувствуете.

Комментарий эксперта

Вадим Логинов, директор по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал»:

«Как выбрать ту самую УК, которой вы сможете доверить свои деньги?

На Уолл-стрит ходит история, как менеджер, расхваливая свою потенциальному клиенту инвестиционную компанию, для демонстрации солидности показал корпоративную стоянку с шикарными машинами сотрудников. На что получил вопрос: „Простите, а где стоят машины ваших клиентов?“

При выборе УК я в первую очередь рекомендовал бы обращать внимание не на внешнюю оболочку, а на содержание. В частности, отношение клиентов. Если у компании большая лояльная клиентура, довольная результатами инвестиций, сервисом, то, значит, здесь стараются делать для клиента как можно больше.

Второй (и очень важный) аспект — это доверие. Сколько лет компания на рынке, кто ее акционеры, руководство? Поищите рейтинги на независимых сайтах, поспрашивайте у знакомых, пообщайтесь с представителями компании лично».