1 декабря 2013 13:07SPEAR’s, № 12

Инвестиции страсти

Яков Гальперин, член правления, первый заместитель генерального директора УК «Альфа-Капитал», руководитель MFO

Статья Якова Гальперина: инвестиции в роскошь как стиль жизни

Яков Гальперин

Все, что нас не убивает, дает нам возможность заработать, утверждает Яков Гальперин и объясняет, почему инвестиции в табачный и алкогольный сегменты рынка безопасны и высокоприбыльны.

Один мой друг, когда ему только исполнилось 40, на своем дне рождения сказал фразу, которую лично я считаю настоящим манифестом нашего поколения: «За здоровьем надо следить еще и для того, чтобы иметь возможность позволять себе некоторые излишества». Действительно, если разобраться, то в жизни не так много радостей, чтобы лишать себя пусть не самых полезных, но таких притягательных «вредных привычек». Ведь что такое привычка? Это определенный образ жизни, который доставляет тебе удовольствие. С трудом представляю просмотр футбольного матча за чашкой чая или встречу старых друзей в узком мужском кругу без сигары и бокала дорогого коньяка. А ведь Минздрав предупреждал и осуждал. Но жизнь и так слишком коротка, чтобы тратить ее на многочисленные ограничения. К тому же мы все взрослые люди и сами можем оценивать риски.

Любая борьба с образом жизни обречена на провал. Сегодня тот, кто не работает, а живет на сбережения, называется рантье, а в советское время за это можно было получить срок по статье «тунеядство». Или, скажем, курение. С момента изобретения первой сигареты с курением ведется ожесточенная борьба, которая вышла уже на межстрановой уровень. Про то, как боролись с алкоголем во всех его вариациях, уже написаны тонны научных трудов. Можно, например, вспомнить и то, что сухой закон в Америке 1920-х годов ассоциируется больше с подпольными джаз-клубами, где удовольствиям (и не только алкогольным) предавались изысканно и с наслаждением, а вовсе не с победами на Олимпиадах. Да, это было запретно, дорого, не всякий мог себе это позволить — но насколько был сладок вкус виски для тех, кто имел возможность доступа к нему в то время. Они покупали не только алкоголь — вместе с ним они попадали в «высшее общество» той эпохи. Ведь, как мы понимаем, выпивали они отнюдь не в одиночку, а под музыкальное сопровождение лучших джазменов страны и в окружении самых красивых женщин своего времени.

Чтобы избежать обвинений в пропаганде чего бы то ни было, сразу оговорюсь: давайте разделять тех, кому все равно, что пить — «незамерзайку» или коллекционное grand cru, — и тех, чье пристрастие к вину не является стойкой зависимостью. Все-таки не всякая привычка — болезнь. Потому что лично я не стал бы приравнивать к асоциальным личностям одного своего друга, чьему винному погребу, собиравшемуся на протяжении многих лет и с большим вкусом, я, не скрывая, завидую.

Чем дальше плод — тем он слаще. Пока живо человечество, оно будет пить, курить и весело проводить время. Тайно, явно, в специально отведенных местах, с запретом на рекламу — все это будет. И чем больше барьеров от продукта к потребителю — там слаще становится сам объект. А спрос, как мы знаем, рождает предложение. Пока ни один табачный производитель в мире не заявил о своем банкротстве, не упали продажи и у алкогольных брендов. Так или иначе, все эти компании продолжают делать деньги на нашей любви к удовольствиям.

Иными словами, я бы сказал, что все, что нас не убивает, дает нам заработать. Для очистки совести, прежде чем рассказать, как зарабатывать на страстях человеческих, давайте посмотрим, что предлагает нам традиционный фондовый рынок.

При текущей макроэкономической картине лучше всего вкладываться в тематические ниши, которые устойчивы к волнам и колебаниями мировой конъюнктуры. Этот вид инвестиций не только дает предсказуемый доход выше или на уровне рынка, но и является определенной «подушкой безопасности»: даже если завтра случится глобальный финансовый коллапс, люди все равно не прекратят пользоваться транспортом, чистить зубы и пить кофе. А значит, наиболее выгодным тематическим направлением является именно потребительский рынок.

Действительно, в этом и есть удивительный парадокс современности: мы живем в будущем, где счастье и опора — в простых вещах.

Я сознательно фокусируюсь на табачной индустрии и производителях алкоголя как сегменте потребительского рынка, потому что это именно то запретное и манящее, что всегда будет пользоваться спросом и демонстрировать устойчивый рост. Плюс, в отличие от производства тех же продуктов сделать действительно качественный и востребованный бренд сигарет или алкоголя — это даже не годы, это десятки лет работы на рынке.

С инвестиционной точки зрения отличительными и довольно привлекательными чертами рынка сигарет и алкоголя являются его компактность (3–4 крупных игрока контролируют до 70% рынка), высокие барьеры (например, существенные ограничения на рекламу в СМИ осложняют запуск новых брендов) для входа новых игроков и низкая эластичность спроса по цене. Если абстрагироваться от объекта, то это типичный портрет идеальной консервативной инвестиции: большие компании, стабильная выручка, низкая конкуренция со стороны новых игроков, потому что их практически нет, предсказуемые продажи и устойчивость потребителей к возможному повышению цены. И — как следствие — высокая рентабельность (операционная рентабельность лидера табачного рынка Imperial Tobacco превышает 60%) и генерация устойчивого денежного потока. Все это наглядно показывает, что инвестиции в привычки тоже могут быть «вкусными». Да, это парадоксально, но с точки зрения инвестиций вложение в сегменты табака и алкоголя — самые консервативные и самые безопасные, показывающие при этом доходность выше, чем средняя температура по рынку в целом.

Плюс не забываем о развивающихся рынках, где и табак, и алкоголь все еще в почете и доступны как один из способов релаксации, а кое-где выпивка вообще относится к национальному виду спорту. Нет, вы не угадали — речь не о России, а о странах Латинской Америки.

Осталось только решить, в кого вкладываться и как это сделать. Пока наиболее интересными из брендов с точки зрения развития/доходности, на мой взгляд, являются табачный гигант Japan Tobacco (табак), SABMiller (пиво и слабоалкогольные напитки). Я перечисляю тех, чьи бумаги уже находятся в пакете новых инвестиционных решений от MFO Альфа-Капитал, которые мы разрабатывали совместно с западным инвестиционным домом Credit Suisse. Список, безусловно, будет продолжен.

Кроме стабильного увеличения стоимости (за последние 10 лет акции Roche Holding AG, Japan Tobacco и SABMiller выросли на 116,22, 370,75 и 444,1% соответственно), указанные компании регулярно распределяют часть прибыли в качестве дивидендов, что увеличивает их привлекательность для долгосрочного инвестора.

Чужие страсти и искушения играют только на руку нашим клиентам MFO, которые уже воспользовались продуктами со 100-процентной защитой капитала и экспозицией на эти сектора потребительского рынка.

Там, где морализаторы чувствуют запаха табака или пива, мы чувствуем запах денег.