2 апреля 2014 11:39«Известия»

Российскому бизнесу помогут финансовыми гарантиями

Комментарий Владимира Брагина, директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал»
Владимир Брагин

Крупные отечественные компании опасаются, что санкции США и ЕС сильно ударят по их бизнесу, но правительство уже обещает спасти их от margin call

Правительство разработало несколько сценариев неблагоприятного развития экономической ситуации. В них содержатся в том числе и вопросы взаимодействия с российским бизнесом в случае расширения санкций против России в целом и отдельных компаний. Об этом «Известиям» рассказал источник в правительстве, информацию подтвердил и официальный представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова.

— Каждый из сценариев предусматривает тот или иной набор мер, которые минимизирует возможные негативные последствия на внешних рынках для российских компаний и создают для них альтернативные возможности, — рассказал представитель секретариата. — В сценариях учтены мнение и экспертные оценки бизнеса, которые были высказаны в ходе различных встреч с представителями правительства.

Впрочем, обсуждать конкретные антикризисные меры представитель Шувалова не стал, отметив, что для этого пока нет оснований.

По информации «Известий», одна из последних таких экспертных встреч прошла в марте на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей. По итогам заседания бюро союза (согласно протоколу заседания, на нем присутствовала практически вся элита российского бизнеса: Алишер Усманов, Алексей Мордашов, Вагит Алекперов, Дмитрий Пумпянский и др.) правительственным чиновникам был представлен доклад «О возможностях минимизации негативных последствий на внешних рынках с учетом существующих рисков и новых вызовов».

Бизнесмены попросили правительство пересмотреть требования при инвестировании средств пенсионных накоплений, чтобы была возможность вкладывать эти деньги в реализацию антикризисных программ, обеспечить стабильность курса рубля к другим валютам, смягчить миграционное законодательство в отношении граждан соседних государств (в том числе и Украины), гарантировать финансовую помощь государства при срабатывании margin call (необходимость довнесения заемщиком денежных средств вследствие падения котировок ценных бумаг, которые переданы для обеспечения кредита или операций репо), а также рассмотреть возможность страхования рисков национализации иностранных активов российских компаний. Отдельным пунктом бизнесмены просили правительство обеспечить «взвешенный подход к публичным заявлениям и корректировке законодательства, принятие которых может ухудшить инвестиционный имидж России».

По мнению экспертов, желание бизнеса оградить себя от рисков, связанных с решением геополитических вопросов, вполне объяснимо, учитывая значительную долговую нагрузку отечественных компаний. На начало 2014 года, по данным Банка России, внешний долг российских компаний достиг $653 млрд, или 89,2% всего внешнего долга России. При этом порядка $150 млрд компании должны выплатить в течение 2014 года. Лидером по зарубежным заимствованиям являются государственная «Роснефть» — ее чистый долг на конец 2013 года оставила почти $60 млрд, а также «Газпром» ($30 млрд), РЖД ($12 млрд), «Русал» ($10 млрд).

Государство поможет бизнесу, но и ему придется взять на себя часть издержек, которые Россия может понести в случае реализации кризисного сценария, отмечают аналитики.

— Правительство может помочь бизнесу, но его возможности не безграничны, — говорит директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. — В частности, вряд ли на эти цели можно использовать бюджетные средства, так как это приведет к увеличению нагрузки на бюджет, а с учетом неблагоприятной ситуации на рынке финансировать его за счет выпуска долговых обязательств дорого и, в случае выпуска российского долга, нерационально.

— Видимо, основная задача бизнеса сейчас — дать понять государственным органам власти, участвующим в формировании внешней политики, что они должны учитывать экономические последствия от политически мотивированных решений, — соглашается руководитель управления рыночных исследований группы «ИФД КапиталЪ», Константин Гуляев. — А это и есть выработка четких антикризисных мер и создание резервов для ликвидации последствий от таких решений.

Кроме того, есть риск, что помощь в случае критической ситуации смогут получить не все, а только крупный бизнес.

— Самой эффективной мерой поддержки может быть улучшение административной составляющей этой поддержки, поскольку доступ к господдержке ограничен, зачастую непрозрачен, — уверен партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. — К тому же существующие административные барьеры только удлиняют этот процесс. В результате получается, что мешают больше, чем помогают, поэтому важно этот момент решить.

Впрочем, среди предложений бизнеса есть и такие, которые могут принести больше вреда, чем пользы.

— Господдержка предприятий при срабатывании margin call может привести к существенному росту системных рисков в российской экономике, — отмечает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. — Надеясь на господдержку, собственники компаний будут выбирать более рискованную стратегию финансирования.

— Государственная поддержка при срабатывании margin call на бирже — это близко к абсурду, — категоричен старший аналитик рейтингового агентства «Рус-Рейтинг» Максим Плешков. — Сделки на заемные средства на бирже — это высокорискованные спекулятивные операции. И требовать по ним госгарантий — всё равно что попросить застраховать проигрыш в казино.

К тому же margin call несложно спровоцировать и самому эмитенту или его конкурентам, обрушив котировки акций, добавляет Плешков.

Но некоторые меры стимулирования экономики правительству имеет смысл ввести уже сейчас, не дожидаясь кризиса, отмечает председатель совета директоров Группы «КапиталЪ Управление активами» Сергей Михайлов.

— Это, во-первых, стимулирование движения «пенсионных» денег с целью поддержки фондового рынка РФ и прямых инвестиций в экономику, — перечисляет он. — Во-вторых, введение налоговых льгот для граждан РФ, инвестирующих в ценные бумаги эмитентов РФ. И в-третьих, введение комфортных процедур структурирования российской и зарубежной собственности российских эмитентов, акции которых обращаются на организованных рынках.