Личный кабинет
8 800 200–28–28

Оформить онлайн-заявку

Оставьте свои контактные данные
и мы свяжемся с вами в течение 24 часов
Согласен на обработку персональных данных
Ваша заявка отправлена,
спасибо!
Что-то пошло не так,
Ваша заявка не была отправлена.
попробуйте еще раз
назад
Соглашение об оказании услуг

ОПИФ облигаций «Альфа-Капитал Еврооблигации». Правила доверительного управления № 0386-78483614 зарегистрированы ФСФР России 18.08.2005 г. ОПИФ смешанных инвестиций «Альфа-Капитал Баланс». Правила доверительного управления № 0500-94103344 зарегистрированы ФСФР России 13.04.2006 г. ОПИФ облигаций «Альфа-Капитал Облигации Плюс». Правила доверительного управления № 0095-59893492 зарегистрированы ФКЦБ России 21.03.2003 г. ОПИФ облигаций «Альфа-Капитал Резерв». Правила доверительного управления № 0094-59893648 зарегистрированы ФКЦБ России 21.03.2003 г. ИПИФ акций «Альфа-Капитал Акции роста».

Правила доверительного управления № 0697-94121997 зарегистрированы ФСФР России 12.12.2006 г. ОИПИФ «Альфа-Капитал Индекс ММВБ». Правила доверительного управления № 0696-94121678 зарегистрированы ФСФР России 12.12.2006 г. OПИФ акций «Альфа-Капитал Ликвидные акции». Правила доверительного управления № 0387-78483850 зарегистрированы ФСФР России 18.08.2005. ОПИФ акций «Альфа-Капитал Перспектива». Правила доверительного управления № 0388-78483695 зарегистрированы ФСФР России 18.08.2005. ОПИФ акций «Альфа-Капитал Торговля». Правила доверительного управления № 0907-94126486 зарегистрированы ФСФР России 07.08.2007 г. ОПИФ акций «Альфа-Капитал Бренды». Правила доверительного управления № 0909-94126641 зарегистрированы ФСФР России 07.08.2007 г. ОПИФ акций «Альфа-Капитал Ресурсы».

Правила доверительного управления № 0698-94121750 зарегистрированы ФСФР России 12.12.2006 г. ОПИФ акций «Альфа-Капитал Технологии». Правила доверительного управления № 0699-94121833 зарегистрированы ФСФР России 12.12.2006 г. ОПИФ акций «Альфа-Капитал Инфраструктура». Правила доверительного управления № 0703-94122554 зарегистрированы ФСФР России 12.12.2006 г. ОПИФ фондов «Альфа-Капитал Золото». Правила доверительного управления № 0908-94126724 зарегистрированы ФСФР России 07.08.2007 г., ОПИФ смешанных инвестиций «Альфа-Капитал Стратегические Инвестиции». Правила доверительного управления ОПИФ смешанных инвестиций «Альфа-Капитал Стратегические Инвестиции» зарегистрированы ФСФР России 05 июля 2007 г. за № 0888-94124636. ИПИФ смешанных инвестиций «Альфа-Капитал». Правила доверительного управления ИПИФ смешанных инвестиций «Альфа-Капитал» зарегистрированы ФСФР России 06 сентября 2002 г. за № 22-000-1-00049. ЗПИФН «Жилая недвижимость 01.10». Правила доверительного управления № 1817-94168740 зарегистрированы федеральной службой по финансовым рынкам России 24.06.2014 г.

Задать вопрос

Вы можете задать любой вопрос о деятельности и
продуктах управляющей компании «Альфа-Капитал»
Согласен на обработку персональных данных
С вами свяжется наш специалист и проведет необходимую консультацию
Что-то пошло не так,
Ваш вопрос не был отправлен.
попробуйте еще раз

Отправить расчет

Ваши контактные данные
Согласен на обработку персональных данных
Ваш расчет отправлен,
спасибо!
Что-то пошло не так,
Ваш расчет не был отправлен.
попробуйте еще раз

Заказать звонок

Оставьте ваш номер телефона,
чтобы наш специалист мог с вами связаться
или
Согласен на обработку персональных данных
Позвонить с сайта
Применить Сбросить
Онлайн-покупка
Выберите удобный для вас способ проверки ваших персональных данных
и оплатите свой инвестиционный продукт за 2 минуты. Либо воспользуйтесь
заявкой для консультации со специалистом компании.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОГОВОРА онлайн-покупки осуществляется на сайте online.alfacapital.ru.
После завершения оплаты вы будете возвращены на страницу, на которой находитесь в настоящий момент.

Либеральный парадокс: больше мощностей, дороже энерготарифы

Реформы завели российскую электроэнергетику в тупик

Андрей Шенк

5 марта в Совете Федерации запланирован Круглый стол на тему «Перспективы развития рынка электрической энергии и мощности в современной ситуации: вопросы нормативно-правового регулирования». Помимо депутатов и сенаторов в нем примут участие представители государственных регулирующих органов, генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. Разговор предстоит серьезный — в результате дальнейшей либерализации рынка и перехода отрасли к «ручному управлению» ситуация обострилась: при колоссальном избытке энергетических ресурсов энерготарифы в нашей стране постоянно растут и являются одними из самых дорогих в мире. Ворох нерешенных важных проблем, особенно в розничном секторе, дополнительно осложняет ситуацию.

Ручное управление

Сегодня отечественная электроэнергетика незаслуженно оказалась в роли «нелюбимой падчерицы» федерального правительства. Все внимание важных чиновников приковано к любимым «детям» — нефтянке и газодобывающей отрасли. Отеческая забота объясняется просто — эти два сектора приносят в госбюджет более 40% налоговых поступлений. Хотя при нынешнем избытке мощностей и квалифицированной помощи электроэнергетика могла бы не только увеличить бюджетные доходы, но и стать локомотивом возрождения отечественной промышленности.

Объективные трудности электроэнергетики усугубили рукотворные. По итогам реформы Чубайса реальной конкуренции на рынке так и не появилось, тарифы дешевле не стали. Напротив, растут, как дрожжах, особенно для промышленных предприятий. «В течение последних 12 лет цена на электроэнергию росла в среднем на 10% в год. Сейчас тарифы на электроэнергию для промышленных потребителей в России выше, чем в США», — сообщила старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. И это при том, что на российском энергорынке образовались огромные «излишки».

За тарифами начали расти сметы на строительство энергообъектов и аппетиты владельцев сбытовых компаний, которые обвиняются в мошенничествах на миллиарды рублей. Так, в 2012 году в эпицентре крупного скандала оказалось руководство компании «Энергострим», включая бывшего гендиректора Юрия Желябовского.

И самое печальное — на рынке нет порядка. Например, рост сетевого тарифа ограничен (хотя доля сетевого комплекса в конечном тарифе сегодня около 29%), а сбытовая надбавка — нет. Оптовый сектор отрегулирован таким образом, что он имеет финансовые гарантии и право инициировать лишение статуса за задолженность. В розничном секторе — другие правила. «Энергетика превратилась в клубок проблем и потенциальных кризисов. Сложилась парадоксальная ситуация, когда потребители проводят свои энергосберегающие мероприятия и снижают электропотребление, а их обременяют платежами не только на содержание устаревшего парка электростанций, но и строительство новых энергетических мощностей под некий будущий рост спроса», — отметил председатель подкомитета тарифной политики и энергосбережения ТПП РФ, академик РАЕН Георгий Кутовой.

«Вывести из тупика» отрасль правительство пока не спешит. Напомним, реформа по либерализации энергорынка была проведена своеобразно: единую энергосистему страны, управляемую ранее из одного центра, разделили на три независимых сектора. Причем самые «хлебные» ниши — генерацию и сбыт — отдали в частные руки. А обветшалые сети, обремененные к тому же многомиллиардными долгами, — милостиво оставили государственным компаниям.

Реформа электроэнергетики Чубайса напоминает реформу РЖД. Здесь также высокодоходные грузовые перевозки отдали частникам, а убыточные пассажирские — государству. Судьбу самого проблемного бизнеса — пригородных электричек — правительство решило элегантно. Во многих регионах электрички просто отменили. Мол, надо же издержки сокращать, на дворе кризис. На миллионы людей, ежедневно добирающихся до работы на электропоездах, просто махнули рукой. И только решительный выговор президента («Вы что, совсем с ума сошли?») остановил развитие проблемы. Неужели и электроэнергетике нужен подобный скандал?

Системные ошибки

«Самой сложной проблемой российской электроэнергетики являются неверно поставленные цели реформ: ее авторы не учли интересы конечного потребителя, ведь это он в итоге оплачивает „от и до“, — отметила Бодрова. — В результате электросетевой комплекс накрыл вал неплатежей».

Как считает председатель Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев, в 2007 году был принят ряд ошибочных решений по дальнейшей либерализации рынка. Во-первых, сетевикам запретили заниматься сбытом. Эти функции передали т.н. «гарантирующим поставщикам» (ГП, энергосбытовым компаниям). «В действительности эти посредники ничего гарантировать не могут, поскольку не обладают ни техническим оборудованием, ни обученным персоналом, ни финансовыми средствами. В результате ответственность за надежное снабжение электроэнергии никто не несет. Наш комитет подготовил поправки к ФЗ-35, разрешающие сетевикам выполнять функции ГП, что позволит уменьшить объемы дебиторской задолженности. Однако сейчас законопроект находится в подвешенном состоянии, поскольку не получил поддержки остальных депутатов», — пояснил Грачев.

Во-вторых, напомнил председатель комитета, 8 лет назад частным непрофильным компаниям разрешили владеть и управлять участками сетей, оказывать «услуги» по передаче электроэнергии, что увеличило тариф: «Сейчас вместе с госкомпанией „Россети“ работает 3,5 тыс. частных территориальных сетевых организаций, тарифное регулирование которых непрозрачно и вызывает немало нареканий».

В-третьих, городские и промышленные ТЭЦ мощностью свыше 25 МВт обязали выходить на оптовый рынок. В результате неадекватного ценообразования на тепло- и электроэнергию произошла «котелизация» городов и промышленных предприятий с общим перерасходом до 30% органического топлива. В-четвертых, Системный оператор и его региональные структуры отстранили от организации конкуренции между электростанциями.

Как считает аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк, развитие российской электроэнергетики тормозят низкий уровень корпоративного управления и конфликт интересов акционеров — мажоритария в лице государства и миноритариев. «Эти проблемы стали причиной других „болевых точек“ — зарегулирования отрасли, неэффективного тарифообразования и реализации неэффективных с экономической точки зрения инвестпроектов», — добавил эксперт.

Антикризисные меры

Сейчас Минэнерго разрабатывает план антикризисных мер. Так, электросетевым компаниям могут разрешить отказываться от подключения новых потребителей, если те срывают сроки техприсоединения. При этом заказчику подключения придется компенсировать сетям 10% уже понесенных расходов. Если в задержке подключения виновны сети, то потребителям гарантируют возврат расходов на автономное энергоснабжение. При этом источник в секторе ТСО отмечает, что энергопредприятия за срыв срока по действующему законодательству уже несут жесткие штрафные санкции (неустойка).

В условиях стагнации спроса на электроэнергию и избытка генерации ведомство на следующем конкурентном отборе мощности предлагает отменить «ценовой потолок», ограничивающий максимум оптовой цены в низкоконкурентных зонах, а взамен ввести «ценовой пол». Так цена будет ограждена от сильного падения под давлением избытка предложения.

До конца февраля на оптовом рынке был отменен механизм фингарантий. На днях Мин-энерго представило доработанный проект постановления правительства о механизме лишения энергосбытовых компаний статуса ГП электроэнергии за долги перед сетями. Если ГП по иску сетевой компании признан банкротом, то на конкурс для новых претендентов на статус ГП выставляется сумма долга перед сетями (сетевые компании будут учтены в реестре кредиторов, которым победитель конкурса вернет долг). Однако такой механизм не устраивает ни генерацию, ни сами ГП, ни сети. В частности, срок, в течение которого возможно лишение несостоятельной организации статуса ГП, в силу норм действующего арбитражного процессуального законодательства не может быть менее 9 месяцев. Да и у ГП мало активов. В целом, участники рынка сходятся во мнении, что антикризисные меры требуют серьезной доработки по всем направлениям.

Советы экспертов

ФЗ-35 «Об электроэнергетике» нуждается в поправках, уверены эксперты. По мнению Ивана Грачева, необходимо исключить п. 5 ст. 36, обязывающий электростанции мощностью свыше 25 МВт выходить на оптовый рынок (потребители тогда получат право выбора между ценами оптового рынка и местными игроками). Следует также консолидировать все сетевые активы ТСО в рамках одного субъекта РФ в дочерних компаниях межрегиональных РСК, снять запрет для сетевиков на энергосбытовую деятельность.

«Необходимо отказаться от практики разделения электроэнергии на два товара — мощности и энергии. Ценообразование на ОРЭМ должно проходить на базе одного товара — электроэнергии», — добавил Георгий Кутовой. «Все тарифные сетки должны быть прозрачными, утечки — зафиксированными, неплатежи — опротестованными. Электросетевому сектору нужен приток денег инвесторов. Но для того чтобы это сделать, нужно сделать сегмент таким же привлекательным, как „нефтянку“. Россия занимает в мире третье место по производству электроэнергии, и этим конкурентным преимуществом надо уметь пользоваться», — заключила Анна Бодрова.

9 декабря 2016 г.
«Роснефть» обновила российские максимумы
Комментарий Дениса Асаинова, аналитика УК «Альфа-Капитал».
Коммерсантъ
9 декабря 2016 г.
О механизмах конвертации валюты, полученной от приватизации «Роснефти»
Автор Владимир Брагин, директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал».
ИА RamblerNewsService
9 декабря 2016 г.
«Финансовая сфера». Хорошо пошла
В BANKET-rooms состоялась церемония награждения премией инноваций и достижений финансовой отрасли «Финансовая сфера». Ирина Кривошеева, генеральный директор УК «Альфа-Капитал», стала победителем в номинации «Персона в микрокредитовании»..
9 декабря 2016 г.
Управляющие сливают лоббистов
Комментарий Ирины Кривошеевой, генерального директора УК «Альфа-Капитал».
Коммерсантъ
9 декабря 2016 г.
ЦБ переоценил риски инвесторов
Комментарий Ирины Кривошеевой, генерального директора УК «Альфа-Капитал».
Ведомости
Архив публикаций