4 июля 2016 12:02Комсомольская правда

Странная логика Минфина: Берем чужие под 5%, а вкладываем свои под 1%

Комментарий Евгения Жорниста, управляющего активами УК «Альфа-Капитал»
Евгений Жорнист

Наша страна в конце мая разместила гособлигации на внешнем рынке (так называемые евробонды). В Минфине сделку назвали успешной. Спрос на российские ценные бумаги был огромный. В итоге мы заняли у иностранцев $1,75 млрд. на 10 лет под 4,75% годовых. Смущает лишь одно: в резервах страны лежит почти $400 млрд. И почти треть этих денег инвестирована в гособлигации США, доходность по которым около 1 — 1,5%. Да и на внутреннем рынке банки предлагают по валютным вкладам максимум 2 — 3%. Зачем было занимать в разы дороже? В хитросплетениях правительственной логики мы и и решили разобраться.

Дорогие облигации

По сути, евробонды — это валютные кредиты, которые выдают государству иностранцы. Заемщик в данном случае — Россия. И дальше, как в банке. Допустим, если вы хотите взять сто тысяч рублей, вас заставят заполнить кучу бумаг, изучат кредитную историю. После этого банк вынесет вердикт. Мол, готов вам дать деньги под... 25% годовых.

Как же так, возмутитесь вы, у вас на сайте указано, что вы даете под 17%!? А вам на это: 17% — это для идеальных заемщиков, которые уже десять раз брали кредит, ни разу не опаздывали с платежом. А вам — только под 25%, извините.

Так вот, на международном рынке Россия сейчас как этот заемщик: кредитная история у нее вроде бы хорошая (неплатежей не было с 1998 года), но санкции, зависимость от нефти и отношения с Западом такие, что давать деньги иностранные инвесторы готовы только под высокий процент. Он на финансовом языке называется «премия к рынку» и означает, что России деньги достанутся по более высокой ставке. Это к вопросу о дороговизне.

Кстати, именно из-за этого Минфин довольно давно не размещал облигации на международном рынке (то есть, если продолжать аналогию, не брал кредитов в банке). Сначала бюджета хватало на все. А потом введенные против нас санкции фактически стали означать запрет для иностранцев на покупку российских ценных бумаг. Да еще и ведущие рейтинговые агентства понизили рейтинг России до так называемого мусорного, сделав тем самым из нее заемщика, которого мало кто готов кредитовать. Но сейчас, несмотря на высокую ставку и крупные резервы, мы снова вышли на этот рынок. Зачем?

Деньги скоро понадобятся...

Что изменилось сейчас? Ведь ни санкции не отменили, ни рейтинг не повысили. Ответ прост — через пару лет властям срочно понадобятся деньги. И к этому моменту нужно создать хорошую кредитную историю.

— В начале года в Резервном фонде было 3,64 трлн. рублей, а сейчас — 2,5 трлн. При ценах на нефть ниже $50 за баррель фонд может исчерпаться уже в 2017 году, — приводит цифры глава инвесткомпании «Центр Капитал» Анна Нестерова.

В ситуации, когда бюджет уходит в минус, как столбик термометра в Оймяконе зимой, правительство ищет деньги. Кроме повышения налогов, есть еще один способ: занять у иностранцев. Многие страны эту тактику давно применяют. Занимают в надежде на то, что в будущем ситуация в экономике улучшится — и долг смогут отдать. Но сумма в $1,75 млрд. совсем мизерная. Дефицит бюджета в этом году — около $30 млрд.

Как объясняют эксперты, это скорее политический шаг. Да, можно было бы взять эти деньги из Резервного фонда (как, собственно, сейчас и делается). Но что делать, когда они закончатся? Если цена на нефть не вырастет, иного способа, как занимать деньги на внешних рынках, у России не останется. И здесь нам активно противостоят страны Запада.

Как писала британская газета The Financial Times незадолго до размещения, санкции ЕС и США не запрещают никому покупать госдолг России. Но главы ЕС настоятельно призывали европейские банки (в частных сообщениях, разумеется) избегать участия в размещении российских евробондов. Мол, «средства, полученные в результате размещения бумаг, могут использовать не по назначению». И у них это почти получилось...

В очередь, инвесторы!

Иностранные депозитарии (то есть финансовые посредники, которые регистрируют и учитывают еврооблигации всех стран) не стали проводить сделку, а американские банки, которые обычно организуют такого рода размещения, наотрез отказались делать это для России. Минфину понадобилось время, чтобы найти обходные пути. Он их нашел. Размещение прошло через один из российских инвестбанков и Национальный расчетный депозитарий.

Несмотря на предостережения Брюсселя и Вашингтона, желающих дать в долг России оказалось больше, чем нужно: вместо $1,75 млрд. России готовы были дать $7 млрд. Но нам столько не нужно. По крайней мере сейчас и по такой цене.

Главными покупателями стали иностранцы: им досталось 75% от суммы. Наши ценные бумаги купили инвесторы из Европы, Азии и США. Вот почему в Минфине назвали сделку успешной. Мол, несмотря на санкции, мы сможем при необходимости занять деньги на внешнем рынке.

- Можно сказать, финансовая блокада России была прорвана. И сейчас главное - развить успех, проводя новые размещения и привлекая новых инвесторов, - считает глава Российско-Европейского инвестиционного консорциума Павел Геннель.

Можно ли было взять дешевле?

Тем не менее назвать это размещение российского госдолга нельзя ни удачным, ни провальным, считают эксперты. Ставка по займу оказалась гораздо выше, чем могла бы быть в «мирное», досанкционное время.

- Задача была - разместить бумаги иностранным инвесторам. Теперь в случае проведения повторного размещения по той же схеме круг инвесторов будет значительно шире. Воздержавшиеся в первый раз участники теперь разобрались, как бумага учитывается, могут ли они участвовать и т. д. Таким образом, в следующий раз Минфин сможет давать уже меньшую премию, а следовательно, занимать дешевле, - считает портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Евгений Жорнист.

Можно ли было найти резервы внутри страны, чтобы не занимать на международном рынке?

- Банковские депозиты внутри страны действительно предлагают значительно меньшие доходности. Но задача была - занять за рубежом, увеличить совокупное число денег внутри страны, - добавляет Жорнист.

Тем более что госдолг у страны пока еще крайне маленький - всего $31 млрд., или около 9% ВВП. Для сравнения, у многих западных стран этот показатель давно превышает 100% ВВП. И ничего, живут как-то. И, наверное, находить деньги за рубежом гораздо лучше, чем в очередной раз повышать налоги или сокращать многострадальный бюджет.