7 марта 2019 12:06Ведомости

Большим деньгам нужны гарантии

Комментарий Андрея Бабияна, директора Alfa Capital Wealth

Российские богачи — одни из самых консервативных инвесторов в мире. Более половины их инвестиционных активов вложены с гарантированным доходом (в облигации и денежные инструменты), в то время как в среднем в портфелях богатых людей по миру такие инвестиции сейчас занимают лишь 37%, показывает новое международное исследование о миллионерах The Wealth Report 2019 компании Knight Frank.

Компания впервые детально исследовала инвестиции людей со свободными активами от $30 млн из разных регионов мира — Африки, Азии, Австралии, Европы, Латинской Америки, Среднего Востока, Северной Америки, России и СНГ. Данные собирались в 2018 г. из различных источников по всему миру, включая аналитические агентства и банки, проводились опросы 600 семейных офисов (family office) и финансовых консультантов, рассказал представитель Knight Frank.

Чей портфель надежней

Согласно исследованию, больше всего средств богатые россияне и жители других стран СНГ вложили в облигации (доля в их портфелях — 27%), в инструменты денежного рынка (26%), а также в недвижимость (20%). Причем по доле денег и облигаций в портфелях наши соотечественники обогнали представителей всех других регионов (9–24% и 14–24% в зависимости от региона соответственно). Интерес к вложениям в недвижимость у россиян оказался на среднемировом уровне, как и к золоту (без учета украшений — 1% активов).

А вот инвестиции российских богачей в акции (без учета владения крупными долями в компаниях) не превышают 16% активов. Меньше в них инвестировали только представители Латинской Америки (12%). Лидерами в этом сегменте являются состоятельные инвесторы Северной Америки, доля акций в их портфелях — 40%, а также Австралии (35%).

Дмитрия Брейтенбихера, старшего вице-президента, руководителя департамента Private Banking ВТБ, такой расклад не удивляет: «Сам профиль российских состоятельных клиентов несколько отличается от западных. В России они, в основном, — собственники и топ-менеджеры крупных и средних компаний. Рантье в чистом виде пока не очень много, и именно собственный бизнес составляет в большинстве случаев их основной актив. Отсюда и достаточно консервативный характер портфелей и инструментов сохранения средств».

В портфеле клиентов Сбербанк Private Banking доля инвестиций в облигации выросла с 15% на конец 2017 г. до 22% на сегодняшнюю дату, причем рост доли облигаций произошел за счет уменьшения вложений в денежные средства и их эквиваленты, говорит руководитель Сбербанк Private Banking Евгения Тюрикова. Доля вложений в альтернативные инвестиции у клиентов этого подразделения Сбербанка — около 2%, и она стабильна. «Фактически «хайнеты» — это первое поколение богачей, им важнее сохранить капиталы, чем заработать. Печальный опыт финансовых кризисов, девальваций и т.д. у первых держателей капиталов также присутствует», — объясняет Тюрикова. «Состоятельные клиенты изначально выбирают более консервативные портфели, основу которого составляют инструменты облигационного рынка, денежного рынка, а также денежных средств. С точки зрения психологии инвестирования они более осторожны, сдержанны, вдумчивы и стремятся в первую очередь сохранить то, что они создали за годы, и только потом разумно приумножить», — добавляет директор Alfa Capital Wealth Андрей Бабиян.

«Структура активов конкретных клиентов сильно зависит от их личной склонности к риску и целей инвестиций, но большинство из них воспринимают инвестиционный портфель как долгосрочную подушку безопасности для семьи и действительно поддерживают высокую долю облигаций и других активов с низким риском. С их точки зрения такой портфель хорошо балансирует высокие риски, связанные с бизнесом», — соглашается партнер LEON Family Office Андрей Иванов.

По его словам, в прошлом году доля инструментов денежного рынка в портфелях клиентов существенно выросла (в среднем с 10% до 30% от активов), так как увеличиваются риски разворота на рынках акций, при этом выросшие ставки по депозитам в долларах стали сопоставимыми с доходностью качественных облигаций.

По словам Бабияна, многие инвесторы просто зафиксировали прибыль, полученную с 2011 г., когда было падение рынков, и перешли в защитные активы в ожидании масштабной коррекции и рецессии, что увеличило долю денег и процента защитных инструментов.

Исключение из правил

«Однако, есть и исключения, — делится наблюдениями Иванов. — Активные предприниматели в первую очередь ориентированы на прирост капитала, в их портфелях вес акций обычно составляет 50–60%, существенную часть также занимают фонды прямых инвестиций, высокодоходная недвижимость».

Но в целом недвижимость хоть и остается популярным активом, постепенно теряет спрос российских клиентов в Европе, констатирует партнер британской CFS Management Александр Лапидус. По данным Knight Frank, еще два года назад доля недвижимости в портфелях богачей из разных стран в среднем составляла 35%, а сейчас 17–27% в зависимости от региона. Лапидус знает, что молодое поколение состоятельных россиян сегодня активно инвестирует в социально- ответственные проекты, включая «зеленую энергетику» и P2P-инвестиции, через различные кредитные и краудфандинговые платформы.

Брейтенбихер напоминает, что практика инвестирования на фондовых рынках в России пока сравнительно молода. По его словам, доля инвестиционных продуктов в активах клиентов Private Banking ВТБ растет — за 2018 г. она достигла 24%, а объем инвестиционных продуктов в портфелях VIP-клиентов практически удвоился. Банкир уверен, что этот тренд сохранится.