9 ноября 2012 17:01SPEAR’s Russia, ноябрь 2012

Брутальная рутина

Евгений Кочемазов, директор по работе с долговыми инструментами УК «Альфа-Капитал»

Журнал приоткрывает дверь с табличкой «служебное помещение Investbanking. Не входить», изучив историю инвестбанкира, ставшего музыкантом и опубликовавшего послание бывшим коллегам.

Евгений Кочемазов

Вообще, конечно, письмо безобразное. Возникает основной вопрос: зачем? Зачем писать такое письмо? Чтобы получить много «лайков» на Facebook? Чтобы сказать всем, что работа в инвестиционном банке — полный отстой? Чтобы предупредить об ужасах работы аналитика 1-го года? Чтобы прорекламировать «Кока-Колу»? Или чтобы сказать: «Я не выдержал, мне надоело, это не мое»? Безусловно, описанный график «жизни» крайне жесткий, но это реальность, с которой сталкиваются все, кто хочет сделать карьеру в этом бизнесе. Тем более странным для меня выглядит это письмо: автор ведь знал, на что шел, знал, полагаю, так как должен был пообщаться с людьми, узнать, а вообще как это — начинать карьеру в IB.

Проблема автора письма — неправильные ожидания и неправильный настрой на работу. Если ты идешь в инвестиционный банк потому, что «это чертовски брутально», а еще потому, что ты хочешь денег и славы, — это не лучший выбор. Кто сказал, что, если ты работаешь в инвестбанке, автоматом ты получаешь яхты, игру в гольф с топ-менеджерами крупных компаний, Lamborghini и прочие luxury-атрибуты? А не хочешь ли ты, дорогой друг, поработать для начала? Да, Excel, драфт, исправления, Excel, драфт, исправления, финансовая модель, Excel, исправления, финальный драфт, финансовая модель — и все это в периоде. Ты хочешь Lamborghini? А что ты для этого сделал? Вот фраза про то, что, работая в IB, ты не играешь в гольф с CEO, наиболее комична. Ты аналитик 1-го года, только что вышел из института. С какого перепуга CEO должны составлять тебе компанию за партией в гольф или слушать твои бредни про стратегию!?

Я, кстати, очень часто обращал внимание на то, что если люди работают по 16–20 часов в день, это отнюдь не значит, что у них жесткая или плохая работа, а значит лишь то, что у них низкая личная эффективность. Неумение правильно организовать личные бизнес-процессы приводят к периодическим завалам и недосыпаниям, а также к чувству неудовлетворенности на работе. Когда я начинал карьеру в финансах, это, кстати, тоже был инвестиционный банк, первое, что я сделал, это сорганизовал все так, чтобы бизнес-процессы «летали». Два-три месяца ушло на то, чтобы создать и «причесать» базу данных по нескольким десяткам компаний, которые были в фокусе, но зато потом у меня не возникало сложностей с поиском нужных мне финансовых данных. Значительное время ушло на то, чтобы создать рукотворный софт по анализу рыночных котировок облигаций, но зато впоследствии я решал традиционные задачи fair pricing за две минуты. Очень часто люди пренебрегают банальным порядком, не хотят тратить свое время на организацию процессов, прикрываясь своей «креативностью» и «несовместимостью» с рутинной работой. Но в таком случае зачем говорить, что работа в инвестбизнесе скучна, неинтересна и бесперспективна? Я знаю много примеров, когда люди, проходя все ступени инвестбанковской карьеры от аналитика 1-го года, даже от стажера, в итоге вырастали до уровня управляющего директора с компенсацией несколько миллионов долларов в год. И про этих людей ну уж никак не скажешь, что они скучны, некреативны, нехаризматичны, неумны. Напротив, на редкость талантливые и интересные люди, причем интересные не просто в профессиональном плане, но по жизни, по жизненным принципам, привычкам и установкам.

В любой сфере жизни все зависит от человека. Скажем, в большом спорте любой, даже самый талантливый спортсмен может сломаться из-за жесткого графика тренировок, неудачи на важном соревновании, физического истощения. В «больших финансах» работа сопряжена с постоянным стрессом, ограничением по времени, необходимостью принимать и брать на себя ответственность за финансово-крупные решения, зачастую владея лишь обрывками информации. Если ты не готов справиться с такими нагрузками, то, подобно спортсмену, пытающемуся прыгнуть выше головы, лучше либо взять меньшую планку, либо сменить вид деятельности. Но вообще, данная выше характеристика работе в финансовой сфере отнюдь не призвана эту сферу демонизировать. Все просто: либо ты готов, либо нет. Но если ты готов, если динамика, стресс и жесткие временные рамки подходят твоему складу ума и характера, без преувеличения, сфера финансов, а если быть более точным, финансовых рынков и инвестбанкинга — это лучшая работа в мире. Лучшая она не только потому, что приносит деньги (опять же, любая работа при правильном подходе приносит деньги), но в том числе и потому, что дает возможность каждодневно и интенсивно тренировать свой мозг, делая его более гибким, быстрым, повышая его стрессоустойчивость и адаптируемость.

Безусловно, я видел случаи, когда человек не выдерживал накала работы и бросал ее. Кроме того, даже сейчас, общаясь с друзьями, профессионалами в области финансовых рынков, я нередко слышу фразы «как я устал», «как мне все надоело», «как я хочу уже заняться чем-то другим». Однако на поверку оказывается, что такие настроения связаны либо с сиюминутными неудачами, отсутствием мотивации вследствие «несправедливо маленького бонуса», либо, что является самой частой причиной, неправильным выстраиванием баланса между работой и жизнью. Баланс важен для того, чтобы не сгореть, не надорваться. Вообще это штука крайне сложная. Кто-то говорит: здесь (на работе) я зарабатываю деньги, а вне работы (дома, с семьей, на отдыхе) я живу. Мне кажется, что успех в работе напрямую связан с тем, как ты воспринимаешь работу. Для меня работа — это важная часть именно жизни, в которой я самореализовываюсь, а побочным (но немаловажным) эффектом самореализации является финансовое благополучие. Если ты воспринимаешь работу как обязанность, нужно искать другую работу.

Читая книги про инвестбанковскую сферу (например «Мартышкин труд» Джона Рольфа и Питера Трууба), непроизвольно начинаешь воспринимать такую работу как соковыжималку. Однако, мне кажется, демонизировать эту сферу не стоит. Безусловно, быть аналитиком 1-го года в западном инвестбанке крайне сложно, в том числе с физической точки зрения, однако на выходе, если справился, ты получаешь то, ради чего, собственно, в эту сферу шел. Поэтому крайне важно понимать «на входе», с чем придется столкнуться. Равно как и спортсмен, рассчитывающий завоевать олимпийскую медаль, должен осознавать, что в ближайший олимпийский цикл его жизнь — это тренировки, тренировки и еще раз интенсивные тренировки. Но зато по завершении олимпийского цикла — ступень пьедестала, национальный гимн и личная строчка в мировой спортивной истории.

В финансах же комфортнее всего сбалансированным, умным, креативным и пассионарным людям. Про баланс я уже говорил. Ум — в общем, он в любой сфере будет не лишним. Креативность... Можно сколько угодно говорить о том, что «маркетинг — вот где средоточие креативных людей». Поработайте месяц на торговом деске или в хедж-фонде, и мировоззрение поменяется. А что касается пассионарности, для любого высококонкурентного бизнеса — это ключ к успеху. Да, кстати, еще нужно быть в хорошей физической кондиции.