9 декабря 2019 14:56SPEAR’S Russia

На карте России для управляющих не должно оставаться белых пятен

Интервью Ирины Кривошеевой, генерального директора УК «Альфа-Капитал»
Ирина Кривошеева

Как вы оцениваете динамику рынка в сегменте управления активами состоятельных частных лиц?

Исследования говорят о том, что в России сегодня около 200 тыс. долларовых милли онеров — HNWI. По данному показателю наша страна входит в список топ-15 в мире, и нам кажется, что этот факт является небольшим поводом для гордости. При этом в 2018 году число HNWI увеличилось примерно на 6%. Конечно, это не рост по экспоненте, но ведь остались далеко в прошлом и времена неэффективного, неконкурентного рынка, когда состояния могли формироваться за считаные месяцы.

Совокупные активы состоятельных россиян также увеличиваются — по разным оценкам, превысили отметку 750 млрд долларов. Динамика прироста сохраняется на уровне 5–6% в год, что выше, для сравнения, текущих ставок по валютным депозитам коммерческих банков.

В то же время, на наш взгляд, не стоит полностью идеализировать ситуацию и забывать о макроэкономических, геополитических рисках, угрозе глобальной рецессии. На этом фоне многие эксперты и участники нашей индустрии осознанно переходят на краткосрочное прогнозирование, и в контексте ближайшего года консолидированный прогноз — продолжение тренда на умеренный рост.

Есть ли понимание, какая часть финансовых активов HNWI инвестирована?

Текущая экспертная оценка — порядка 62% суммарных активов приходятся на средства в банках и наличные, 28% — на инвестиции, притом что несколько лет назад смещение баланса в пользу первой составляющей было более существенным. Тенденции на рынке позволяют достаточно уверенно прогнозировать дальнейшее увеличение доли инвестиций в структуре активов. Постепенно мы приближаемся к тому, что около трети капитала HNWI будет так или иначе проинвестировано — это уже сопоставимо с европейскими показателями, хотя и довольно далеко от американских.

ЗА ТРИ ГОДА КОЛИЧЕСТВО УПРАВЛЯЮЩИХ КОМПАНИЙ В РОССИИ УМЕНЬШИЛОСЬ БОЛЕЕ ЧЕМ НА ТРЕТЬ. ПРИЧИНЫ ЛЕЖАТ НА ПОВЕРХНОСТИ — УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ СТАНОВИТСЯ СЛИШКОМ ЗАТРАТНЫМ ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ИЗ-ЗА РАСТУЩИХ РАСХОДОВ НА ДИДЖИТАЛИЗАЦИЮ, ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ПАДЕНИЯ МАРЖИНАЛЬНОСТИ. ЕСЛИ РАНЬШЕ СУЩЕСТВОВАЛА ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ УК ДЛЯ ОДНОГО КОНКРЕТНОГО КЛИЕНТА, ПОД ОДИН КРУПНЫЙ ЗПИФ, ТО В ТЕКУЩИХ УСЛОВИЯХ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЭТОГО ВЫЗЫВАЕТ БОЛЬШИЕ СОМНЕНИЯ

Для понимания масштаба цифр: по данным ЦБ, на депозитах физлиц сосредоточено почти 29,5 трлн рублей, из которых порядка 56% составляют средства состоятельных клиентов. Если раньше гипотеза о том, что с крупных депозитов ресурсы будут перетекать в инвестиционные инструменты, могла встречать скептическое отношение даже в профессиональной среде, то теперь закономерность этого процесса более очевидна, в том числе многим коллегам из банковской сферы.

Меняются ли у состоятельных россиян инвестиционные приоритеты?

Мы отмечаем некоторое изменение рискпрофиля клиентов и связываем это с рядом факторов. Долгое время HNWI предпочитали консервативные и умеренно-консервативные стратегии, делали ставку преимущественно на защиту капитала и стремились избегать рисковых вложений. Сейчас в нашей компании порядка 70% HNWI-клиентов тестируют также умеренноагрессивные стратегии, то есть добавляют к своим облигационным, консервативным портфелям долю акций, альтернативных инвестиций и других инструментов. Одновременно с повышением аппетита к риску несколько удлиняется средний горизонт инвестирования.

Потребность в защите накоплений попрежнему приоритетна — базовой частью портфелей остаются именно консервативные инвестиции. При этом, с одной стороны, выросла информированность клиентов о возможностях рынка, с другой — у многих накопился достаточный личный опыт инвестирования, позволяющий расширять инструментарий за счет рисковой компоненты. Конечно, сказывается и общее снижение рыночных процентных ставок: если раньше на еврооблигациях с понятным уровнем риска нам удавалось зарабатывать для клиентов 10–15% годовых в долларах, то при текущей конъюнктуре умеренно-консервативный портфель принесет скорее 5–7%. Отсюда заинтересованность клиентов в опциях для повышения доходности.

Нет ли ощущения, что клиенты, которые впервые выходят на рынок акций, окажутся не готовы к его возможным коррекциям?

В сегменте HNWI уровень финансовой грамотности априори выше среднего, к тому же, повторюсь, многие клиенты начинают инвестировать в акции после приобретения опыта на рынке облигаций, поэтому более точно оценивают степень склонности к риску. Мы же со своей стороны стараемся помочь избегать ошибок. При присвоении риск-профиля мы не просто опираемся на результаты анкетирования, а внимательно анализируем финансовые приоритеты клиента за последние три года. От полноты и точности анализа на данном этапе во многом зависит как эффективность дальнейшего управления портфелем, так и продолжительность нашего сотрудничества. У компании есть клиенты, остающиеся с нами шесть, семь лет, что в какой-то мере, наверное, говорит само за себя.

В каких валютах чаще инвестируют HNWI?

По нашей статистике, порядка 70% инвестиций совершается в валютные ценные бумаги, но если раньше это были в основном инструменты в долларах, а доля евро находилась на уровне статпогрешности, то теперь она увеличилась до 7% в общей структуре активов.

В этом же контексте можно отметить тенденцию к диверсификации портфелей по страновому и макрорегиональному принципу. В портфелях HNWI доля инвестиций, не связанных с российскими эмитентами, сейчас в среднем превышает 50%.

Насколько востребован такой инструмент, как персональные ЗПИФы?

Нам очень нравится, как идет его развитие в России. С момента, когда мы вывели этот инструмент на рынок, он успел доказать свою состоятельность и стать неплохой альтернативой западным трастам в качестве механизма структурирования активов. Деофшоризация и расформирование КИК, амнистия капитала усилили интерес к созданию таких фондов. Юридическая конструкция персонального ЗПИФа вполне подходит также для решения других задач — оформления прав наследования, упорядочивания владения имуществом, поэтому мы видим предпосылки для роста востребованности данного инструмента в будущем.

Еще одно новое для России направление — социально ответственные инвестиции. Как вы к ним относитесь?

Как показывает мировая практика, примерно 75% HNWI на развитых рынках в той или иной степени целенаправленно инвестируют в бумаги компаний, которые придерживаются принципов социально ответственного бизнеса. И дело не только в собственной этической позиции инвесторов. Это прагматичное решение, основанное на том, что соблюдение ESG-принципов зачастую повышает стабильность бизнеса, ведет к снижению корпоративных рисков. В России инструменты для социально ответственных, «осознанных» инвестиций начинают появляться как нишевый продукт для узкой аудитории, но у него, судя по всему, очень неплохие перспективы.

Давайте поговорим о тенденциях внутри отрасли. Выглядит парадоксально, что на фоне притока средств в доверительное управление число УК сокращается...

Действительно, за три года количество управляющих компаний в России уменьшилось более чем на треть. Причины лежат на поверхности — управление активами становится слишком затратным для малых и средних участников рынка из-за растущих расходов на диджитализацию, глобализации инвестиционного процесса и падения маржинальности. Если раньше существовала практика создания и поддержания работы УК для одного конкретного клиента, под один крупный ЗПИФ, то в текущих условиях целесообразность этого вызывает большие сомнения. Некоторые инвесторы передают уже имеющиеся фонды под управление сильным компаниям с рыночным бизнесом, в том числе нам.

Чем вызвано падение маржинальности?

В целом это общемировой тренд, обусловленный изменением конфигурации индустрии, популяризацией новых низкозатратных продуктов, растущей конкуренцией с финтех-компаниями по ряду направлений. Определенное давление оказывает усиление регуляторной нагрузки, ведущее к дополнительным расходам. Кроме того, снижение маржинальности — это логичное следствие изменения рыночных процентных ставок. В индустрии исторически сложилась этическая норма по уровню вознаграждения за управление активами, которое в нормальных условиях не превышает 20–30% от дохода клиента. В практическом плане это означает, что обеспечивая доходность портфеля в 10% годовых, управляющий мог рассчитывать на комиссию как минимум в 2%. При доходности в 5% вознаграждение автоматически сокращается до 1%, хотя расходы на инфраструктуру, команду и по другим статьям бюджета остаются прежними.

У крупных компаний в таких условиях есть определенная фора, запас ресурсов?

Эффект масштаба, разумеется, не стоит недооценивать, но сам по себе он не защищает нас от возникающих вызовов. У нас сильные конкуренты, которые, как и мы, постоянно развиваются, занимаются автоматизацией, повышением эффективности. Любое отставание в плане технологичности чревато потерей позиций, а наверстывать упущенное еще сложнее.

Например, каждый серьезный IT-проект — это минимум год жизни. Практика показывает, что здесь невозможно добиться хорошего результата за месяц, даже если вместо рубля вы каким-то образом сможете вкладывать 10 тыс. Вывод очевиден — нужно не просто не отставать, а самим лидировать, стремиться находиться на шаг впереди.

Среди ваших конкурентов — управляющие компании государственных Сбербанка и ВТБ. Как вы оцениваете их позиции?

Одним из факторов успеха «Альфа-Капитала» всегда было внимательное, уважительное отношение к проектам конкурентов. Крупнейшие банки с развитыми инвестиционными подразделениями и собственными УК — наши главные конкуренты в рознице. В сегменте услуг для состоятельных клиентов мы остаемся лидером и чувствуем себя достаточно уверенно, при этом тоже прекрасно понимаем возможности коллег.

Какие еще глобальные тенденции проявляются в отрасли?

В ходе анализа развития мирового рынка wealth management мы выделили для себя пять ключевых трендов. Первый — постоянное упрощение бизнес-процессов, автоматизация, ускорение. Второй — построение клиентоцентричных моделей с фокусом на качестве обслуживания и длительности отношений. Третий тренд — использование больших данных, элементов искусственного интеллекта, машинного обучения, в частности для оценки рисков и выработки дополнительных стратегий. Четвертый — омниканальность, когда клиенту удобно общаться с менеджером в любом формате и пользоваться онлайн-сервисами. И последний, пятый тренд — ценностноориентированный подход. Нам кажется, что все эти тенденции проявляются в том числе в нашей стране.

Недавно в России на законодательном уровне было закреплено понятие инвестконсультирования. Пользуются ли HNWI-клиенты такими услугами?

Консультационная модель гораздо более востребована на Западе, где у частного инвестора может быть даже несколько эдвайзеров, конкурирующих между собой. Их задача — сравнить предложения разных банков, компаний, фондов и найти оптимальные для клиента, которому остается внимательно просмотреть хорошо упакованную аналитику и выбрать подходящие варианты. В России практически нет в полной мере независимых консультантов, сама эта профессия только начинает складываться. В то же время можно только приветствовать принятие поправок в законодательство, которые закладывают основу для потенциального формирования нового направления в индустрии.

Как распределены ваши HNWI-клиенты географически? Это только Москва?

Нет, региональный охват на самом деле широкий. Мы считаем, что на карте России не должно оставаться белых пятен с точки зрения доступности наших услуг, причем я имею в виду не только цифровую доступность, но и физическое присутствие в крупных региональных центрах. Мы все активнее привлекаем клиентов из Новосибирска, Тюмени, Санкт-Петербурга, Краснодара, Сургута, Нижневартовска, Самары и других городов. Порядка 35% активов в сегменте HNWI — это доля клиентов из различных регионов.

Когда-то инвесторы готовы были летать в Москву, чтобы встретиться с инвестиционным менеджером. Сейчас приоритеты другие — все вопросы они предпочитают решать с квалифицированным специалистом рядом с собственным офисом или домом. Именно поэтому одна из наших задач — обеспечить работу сильных команд по всей стране.

Можно ли выделить еще какие-то характерные черты сегодняшнего HNWI?

В этом году мы провели даже небольшое исследование на эту тему. Выяснилось, например, что многие наши клиенты любят классическую музыку, посещают антикафе и театры, интересуется онлайн-обучением, минимизируют употребление алкоголя. Среди состоятельных инвесторов оказалось втрое больше веганов и вегетарианцев, чем среди россиян в целом. Значительная часть мужчин увлекается шахматами и го, а женщины охотнее занимаются плаванием и ездят на велосипеде.

Все это не вызывает большого удивления. Долларовый миллионер со средним возрастом 56 лет хорошо относится к шахматам, заботится о здоровье и занимается спортом — что в этом неожиданного? По большому счету в ходе исследования часть стереотипов и предположений всего лишь нашла свое подтверждение. Пусть так. Но в нашей сфере любая гипотеза остается только гипотезой, пока не подвергнется критическому анализу, не пройдет объективную проверку временем.