10 августа 2020 21:51VC.ru

Цифровая революция на рынке управления активами

Статья Антона Граборова, руководитель блока «Цифровой Бизнес»
Антон Граборов

 О том, почему все больше людей начинает инвестировать онлайн и какие решения готовы предложить им управляющие компании, рассказывает руководитель блока «Цифровой бизнес» компании «Альфа-Капитал» Антон Граборов. 

 Ставки по депозитам падают, поэтому привлекательность инвестиционных продуктов для россиян растет с каждым днем. И даже резкое падение фондовых рынков в марте не снизило интереса к инвестициям, напротив, многие принялись покупать подешевевшие активы. 

В первой половине года был установлен рекорд по притоку средств в ПИФы – 81 млрд рублей. Из этой суммы в фонды «Альфа-Капитала» пришло порядка 16 млрд рублей, причем более 80% покупок были совершены с помощью онлайн-сервисов.

Период пандемии ясно показал важность дистанционных каналов: число наших клиентов, привлеченных через онлайн-каналы, увеличилось на треть, а их активы выросли более чем на 60%. Наша команда цифрового бизнеса УК «Альфа-Капитал» много потрудилась, чтобы инвестиции онлайн были простыми и не требовали много времени. В среднем нашему инвестору требуется не более 5 минут, чтобы купить ПИФ или оформить стратегию доверительного управления.

Стратегии, которые мы предлагаем, включают в себя широкий набор бумаг, их тщательно отбирают наши управляющие, и поэтому эти портфели хорошо диверсифицированы и устойчивы в периоды волатильности на рынке. Сейчас компания готова предложить клиентам широкий выбор инвестиционных решений: им доступны более 20 продуктов с разными стратегиями управления в разных валютах и с разной потенциальной доходностью.

Нам пришлось кардинально пересмотреть взгляды на наши сервисы и приложить массу усилий для создания новых. Ведь некоторые «классические» инвестиционные продукты не совсем приспособлены для работы в цифровом формате. Например, информация по стратегиям доверительного управления часто приходит с задержкой в несколько дней. В нашей компании клиенты имеют возможность отслеживать свои портфели онлайн в режиме реального времени.

Другой пример – покупка паев закрытых фондов. Мы первыми на рынке реализовали приобретение паев закрытого паевого фонда, инвестирующего в объекты недвижимости, с помощью онлайн-каналов и уже в первые месяцы продажи продукта увидели результаты – более 40% исполненных заявок пришли через онлайн-каналы. Сейчас мы запускаем новый продукт – стратегию ДУ «Альфа Управляемые облигации», купить его и отслеживать доходность портфеля можно будет онлайн, при этом минимальный порог для входа будет составлять всего 100 рублей.

Мы прекрасно понимаем, что многие инвесторы уже привыкли пользоваться дистанционными сервисами и сильно отличаются от тех, кто работает с инвестиционным консультантом и привык посещать офисы банка или управляющей компании. На рынке управления активами происходит настоящая цифровая революция. И чтобы лучше разобраться в потребностях современных инвесторов, наша команда регулярно проводит исследования рынка.

В частности, мы очень много общаемся с клиентами, которые уже пользуются нашими онлайн-сервисами, выделяем их общие характеристики, финансовые цели и требования к продукту, а также выявляем барьеры, мешающие увеличивать инвестиционный портфель. Кроме того, мы анализируем «открытый рынок», чтобы привлечь тех инвесторов, которые готовы вкладывать с помощью управляющей компании.

Все это позволяет сформировать более четкое видение и понимание потенциально привлекательных для нас сегментов, а также адресно сфокусировать каналы привлечения на эту аудиторию. И мы очень хорошо понимаем, кто такие наши действующие и потенциальные клиенты.

Очень часто это люди, которые значительную часть жизни посвящают своей работе или бизнесу. Даже разбираясь в финансах, они не готовы тратить на инвестирование много сил и времени и готовы делегировать ответственность. Такие инвесторы готовы вкладывать на долгий срок, а не для того, чтобы получить удовольствие от риска или заработать сверхприбыль за короткий период.

Но с другой стороны, они давно привыкли пользоваться онлайн-сервисами и предъявляют очень высокие требования к их качеству. Высокая скорость операций, качественная техподдержка, широкий функционал в приложении, понятный интерфейс – все это влияет на выбор инвестора, поэтому и для нас эти стандарты давно стали обязательными.

Еще один аспект связан с тем, что на инвестиционном рынке сейчас появилось много новичков. Все больше людей, особенно представителей среднего класса, начинают задумываться об инвестициях. Они недовольны ставками по депозиту, однако не всегда понимают, с чего начать на фондовом рынке, насколько это вообще безопасно. Для них инвестиционные продукты – это своего рода «черный ящик», стоимость которого растет или падает по непонятным причинам.

Поэтому в развитии цифровых технологий мы делаем акцент на развитие финансовой грамотности, объясняем клиентам, как устроены наши инвестиционные продукты. По сути, приложение, если речь идет о смартфоне или планшете, должно выполнять роль инвестиционного консультанта. Все это часть стратегии, которая служит выстраиванию коммуникаций с клиентами. Важно, чтобы они не только разбирались, как устроен тот или иной продукт, но и знали, кто управляет их портфелями, были в курсе принимаемых управляющими решений и результатов.

Один из первых вопросов, который интересует новичков, – как выбрать первый продукт и как грамотно сформировать портфель для достижения целей. В «классическом формате» эту работу выполнит инвестиционный консультант. Но для инвесторов, пользующихся дистанционными сервисами, нужно иное решение. В нашей компании мы с помощью аналитиков и управляющих разработали алгоритмы подбора портфелей под потребности конкретного клиента. Этот сервис появится уже в августе.

При этом мы решили не ограничиваться обычным робоэдвайзингом, который может помочь один раз подобрать бумаги. Мы разработали систему индивидуальных рекомендаций по уже сформированному инвестиционному портфелю, которые будут приходить нашим клиентам через push-сообщения и электронную почту. Рассчитываем, что такой сервис повысит интерес инвесторов к рынку управления активам, а главное – поможет им получить желаемый финансовый результат.

Для сегмента состоятельных клиентов в дополнение к нашему мобильному приложению мы предоставим доступ к высококвалифицированным инвестиционным консультантам, которые помогут составить сбалансированный портфель под индивидуальные потребности клиента. Все общение также будет проходить в режиме онлайн: в чате приложения или с помощью видеозвонков. Мы уверены, что такой формат взаимодействия будет очень востребован.

 Хотелось бы отметить, что «Альфа-Капитал» – компания, которая всегда делала акцент на развитии технологий. На рынок приходит все больше представителей поколения миллениалов, у которых очень высокие требования к дистанционным сервисам. Поэтому мы очень много вкладывали и вкладываем в развитие цифровых технологий и уверены, что за ними будущее.