12 июля 2016 14:04ПРАЙМ

ЕС не пожалел Испанию и Португалию

Комментарий Владимира Брагина, директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал»
Владимир Брагин

Совет министров экономики и финансов ЕС поддержал введение санкций против Испании и Португалии за слишком высокий бюджетный дефицит. Члены совета подтвердили, что эти страны не предприняли достаточно действий для снижения «дыр» в своих бюджетах.

Согласно законодательству ЕС, дефицит бюджета в каждой из стран не должен превышать 3% ВВП. Однако «дыры» в бюджетах Испании и Португалии существенно превышают это значение и составляют 5,1% и 4,4% соответственно. Впрочем, это существенно меньше чем было еще семь лет назад, когда размер дефицитов у стран составлял 11% и 11,2%.

Теперь Испания и Португалия могут стать первыми в истории странами ЕС, на которые могут быть наложены штрафы до 0,2% их ВВП. Максимальная сумма штрафов для Испании составит 2,16 млрд евро, для Португалии — 359 млн евро. Кроме этого, санкции включают заморозку поступлений от Европейского фонда стратегических инвестиций на 0,5% ВВП.

Окончательное решение за Еврокомиссией, которая должна высказать предложения по этим санкциям, при этом штрафы могут быть снижены и даже обнулены. Такой вариант наиболее вероятен с учетом нынешней политической и экономической ситуации в Европе, полагает главный аналитик УК «Альфа Капитал» Владимир Брагин.

«По сути, финансовые власти ЕС оказались в двояком положении — с одной стороны оштрафовать нарушителей бюджетной дисциплины нужно в воспитательных целях, с другой — это будет странным шагом. На страну, и без того испытывающую экономические проблемы налагается дополнительное бремя, которое потом все равно придется восполнять за счет средств ЕС, как это было в случае с Грецией», — рассуждает он.

По итогам 2015 года дефицит бюджета Греции составляет 7,2% ВВП, она проходит процедуру принудительного снижения дефицита и госдолга, получая при этом субсидии от ЕС и МВФ. Никаких штрафов на нее не накладывали, как и на Францию, для которой в свое время трижды переносили сроки приведения бюджета в соответствие с требованиями ЕС.

С аналогичной процедурой сталкивалась и Великобритания, которая в конечном итоге приняла решение выйти из ЕС. Желание не допустить дальнейший распад объединения станет главной причиной для того, чтобы не давить на Испанию и Францию, полагают эксперты. В противном случае позиции евроскептиков, и без того сильные во многих странах, укрепятся еще сильнее. Тогда отделение от ЕС других членов (начиная с Южной Европы) станет весьма вероятным сценарием.

Тем более Испания и Португалия не самые злостные нарушители финансовой дисциплины в Евросоюзе и явно стоят на пути исправления, насколько это возможно в непростой экономической ситуации, указывает завкафедрой финансового менеджмента РЭУ им.Г.В.Плеханова Константин Ордов. «По данным аналитиков, в 2016 году бюджетный дефицит Португалии составит 2,6% от ВВП, при этом рост ВВП прогнозируется на уровне 1,4% и 1,5% в 2016 и 2017 годах соответственно. Это позволит вернуться к политике сокращение доли государственного долга», — отметил он.

Бюджетный дефицит Испании по итогам 2016 года ожидается на уровне 3,5% от ВВП, но и темпы роста ВВП прогнозируются на уровне 2,8% и 1,9% в 2016 и 2017 годах соответственно. Вселяет оптимизм 4% рост промышленного производства, который может быстро закончиться, если ввести меры жесткой бюджетной экономии, добавил он.