14 сентября 2016 18:23ИА Rambler News Service

Пенсии съели инфляцию

Комментарий Владимира Брагина, директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал»
Владимир Брагин

Инфляция в 2016 году опустится до 5,7%, это рекордно низкий показатель, сообщил в среду в ходе конференции Fitch замминистра финансов Максим Орешкин. Экономические условия способствуют смягчению денежно-кредитной политики, и «скрытое» смягчение уже идет, несмотря на то что ставка ЦБ продолжает оставаться довольно высокой, подчеркнул чиновник.

«В России происходит скрытое смягчение денежно-кредитной политики», — заявил Орешкин. «Смягчение ДКП происходит, несмотря на то что ключевая ставка продолжает оставаться высокой. Те же депозитные ставки за последний год снизились процента на 3–4. Быстрыми темпами растет ипотечное кредитование», — отметил он.

Скрытое смягчение действительно происходит, согласен ведущий научный сотрудник направления «Макроэкономика и финансы» Института экономической политики Гайдара Владимир Назаров. «В том числе из-за того, что у нас достаточно мягкая бюджетная политика: мы тратим средства резервных фондов, насыщаем ликвидностью экономику, денежная масса из-за этого увеличивается. О наличии в экономике денег свидетельствует в том числе спрос коммерческих банков на размещение депозитов в ЦБ и действия регулятора по абсорбированию излишков ликвидности», — подчеркнул он.

В случае подтверждения со стороны государства политики снижения расходов бюджета или их ненаращивания тренд на снижение инфляции будет продолжен, полагает Назаров: бюджетные решения по оптимизации, например отказ от доиндексации пенсий во втором полугодии и ее замена на единовременную выплату, как раз играет на то, что инфляция будет ниже, чем предполагалось ранее.

На этом фоне смягчаются условия кредитования. «Есть все предпосылки, чтобы это смягчение продолжалось и дальше», — указывает Назаров, полагая, что у ЦБ в такой ситуации есть возможность снизить ключевую ставку на 0,5 п. п.

«Регулятор не будет слишком форсировать снижение ставки и предпочтет двигаться осторожными шагами, поскольку будет учитывать потенциальную волатильность на рынке. Неизвестно, как поведет себя Федеральная резервная система США, в случае повышения ставки доллар укрепится, какова будет при этом цена нефти — эти колебания нужно учитывать», — заключает Назаров.

Но следует разделять снижение ставок и смягчение денежно-кредитной политики, предупреждает руководитель Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Олег Сусин.

Предпосылки для снижения ключевой ставки ЦБ действительно созданы, и ожидаемая инфляция составляет 6% и ниже, констатирует эксперт. «В таких условиях ставка на уровне 10,5% отражает скорее очень жесткую монетарную политику», — говорит Сусин. Он прогнозирует, что до конца года ставка будет снижена минимум дважды.

«Но вследствие финансирования бюджетного дефицита через резервные фонды, что фактически означает денежную эмиссию, ЦБ будет предпринимать дальнейшие усилия по недопущению на рынок излишка рублевой ликвидности, которая в то же время может быть конвертирована в валюту», — рассуждает эксперт. Сейчас банковская система переходит к профициту, констатирует Сусин.

Смягчение денежно-кредитной политики имело место некоторое время назад, когда ставки денежного рынка были выше ключевой ставки ЦБ, сейчас же для коммерческого рынка ориентиром стала ставка по депозитам ЦБ, говорит директор по анализу глобальных рынков и макроэкономики «Альфа Капитала» Владимир Брагин. «Ниже этого значения ставки денежного рынка обычно надолго или существенно не уходят. Для банков всегда есть альтернатива — депозиты ЦБ», — объясняет он.

Дальнейшее смягчение уже менее вероятно, хотя ЦБ продолжит снижение ставки до конца года, что в свою очередь приведет к понижению ставок денежного рынка, полагает Брагин. «Ставки коммерческих банков зависят не только от ключевой ставки, но и от закладываемых рисков», — предупреждает эксперт.