14 ноября 2017 13:20Вести. Экономика

Прогноз: нефть укрепится парадоксами конъюнктуры

Комментарий Артема Копылова, аналитика УК «Альфа-Капитал»
Артем Копылов

На фоне обострившихся парадоксов экономической и политической конъюнктуры аналитики не исключают дальнейшего роста нефтяных цен — до $65 и даже $70 за баррель Brent. Хотя более реалистичной в текущих условиях полагают цену вблизи $60 за баррель.

Парадоксы энергобаланса

Как и предполагалось, после взлета нефтяных цен выше планки $64 за баррель по марке Brent на новостях о коррупционном скандале и арестах, в том числе среди членов королевской семьи в Саудовской Аравии, ценовые графики несколько скорректировались. В понедельник в 11:27 мск цена Brent фиксировалась на уровне $63,32 за баррель. Тогда как к 11:20 мск прошлого (послепраздничного) вторника регистрировалась на отметке $64,37 за баррель.

В итоге, констатировал старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич, рынок энергоносителей в последнюю неделю смог выйти на новые максимумы. При этом фьючерс на нефть марки Brent в моменте поднимался до $64,5 за баррель — максимальных значений с июня 2015 г. Росту цен на «черное золото» способствовало сразу несколько факторов.

Так, растут ожидания рынка относительно продления соглашения, заключенного в рамках ОПЕК+ до конца 2018 г., что будет сдерживать предложение на рынке продолжительное время, а значит, способствовать сокращению запасов.

Также игроки позитивно реагируют на продолжающееся снижение запасов углеводородов в США. К тому же возможная дестабилизация обстановки на Ближнем Востоке усиливает риски для поставок нефти из региона. Эти факторы, скорее всего, продолжат поддерживать рынок и на текущей неделе. При том, что отмеченное оживление буровой активности в США, очевидно, будет слабо влиять на котировки.

«В результате мы не исключаем, что нефть марки Brent может попытаться пробить отметку $65 и закрепиться над ней», — рассказал Зварич.

Статистика от Минэнерго США за последнюю неделю, завершившуюся 3 ноября, оказалась неоднозначной. Хотя был зафиксирован рост запасов нефти на 2,2 млн баррелей до 457 млн, однако запасы бензина и дистиллятов сократились на 3,3 млн и 3,4 млн баррелей соответственно. При этом, по данным Baker Hughes, за последнюю неделю число работающих буровых установок выросло на 9 штук. Неделей ранее Baker Hughes сообщила об уменьшении как общего количества установок в стране на 11 штук до 898 единиц, так и нефтяных установок — на 8 штук до 729.

Как отметил аналитик УК «Альфа Капитал» Артем Копылов, наблюдаемый рост производства нефти в США при одновременном снижении количества буровых установок не укладывается в привычную логику. Такой парадокс объясняется тем, что компании снижают затраты на разведку и разработку новых скважин и увеличивают нагрузку на уже работающие буровые установки. Дальнейший рост добычи нефти в США будет служить сдерживающим фактором для роста цен на «черное золото».

Согласно последнему отчету EIA добыча нефти в США находится на исторических максимумах, достигая 9,620 млн баррелей в сутки. Это, конечно, сказывается на увеличении экспорта нефти, в свою очередь влияющего на баланс спроса и предложения на глобальном рынке, подчеркнул эксперт.

С запасами нефти и нефтепродуктов в США, подтвердил ведущий аналитик УК «Горизонт» Владимир Рожанковский, действительно, происходят большие метаморфозы. С одной стороны, запасы нефти очень волатильны: одну неделю они растут, другую — падают.

Прогноз цен на нефть Brent и WTI. 2016-18 гг.

Однако рост запасов сырой нефти обычно сопровождается резким всплеском импорта «черного золота». Это означает, что в ситуации дефицита, связанного с последствиями сезона ураганов на юго-востоке США, текущие коммерческие запасы — по крайней мере отчасти — формируются за счет наращивания импорта. Подобная ситуация (особенно с учетом дефицита продуктов нефтепереработки — бензина и дизеля) способствует дальнейшему росту цен на нефть. «Думаю, для полного восстановления энергобаланса Соединенным Штатам потребуется еще минимум 3-4 месяца, в течение которых мы увидим продолжение восходящего тренда», — определил Рожанковский.

Парадоксы «перестройки»

Кроме того, указал Копылов, следует учитывать политические факторы. Коррупционный скандал в Саудовской Аравии способен повлиять на ситуацию во всем регионе Персидского залива и привести к обострению отношений с Ливаном, Ираном и Йеменом.

В результате под угрозой может оказаться около 14% всей добываемой нефти в мире. Попутно риски заморозки счетов богатейших людей Саудовской Аравии (о которых на минувшей неделе известили СМИ) чреваты бегством капитала из страны и, как следствие, снижением инвестиционной привлекательности. А это грозит формированием неблагоприятной конъюнктуры в преддверии планируемого первичного размещения акций Saudi Aramco в следующем году, оговорил эксперт.

К слову, в минувшую пятницу МВД Бахрейна уведомило о подрыве нефтепровода, идущего из Саудовской Аравии, вследствие «экстремистских действий». И хотя далее компания Bapco известила, что «с божьей помощью и усилиями работников в компаниях Bapco и Saudi Aramco возобновились поставки нефти из Саудовской Аравии в Бахрейн в рекордные сроки», аналитики сейчас с повышенным вниманием отслеживают всякую тревожную новость из региона.

Очевидно, в ближайшие пару месяцев определенная напряженность в связи с затеянной в Саудовской Аравии «королевской перестройкой» сохранится, но к масштабному гражданскому конфликту это не приведет, пояснил старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований (РИСИ) Владимир Сотников. При этом, заметил он, Эр-Рияду также предстоит решить, как далее поступить с арестованными по обвинениям в коррупции представителями королевской семьи.

Понятно, что от высшей меры наказания (смертной казни) здесь постараются воздержаться, так как это негативно скажется на имидже власти в целом. Возможно, предпочтут лишить принцев части капиталов или выслать из страны, что объективно тоже поспособствует усилению власти наследного принца Мухаммеда бен Салмана. Но, так или иначе, в целом здесь, похоже, попытаются ситуацию разрядить, чтобы не спровоцировать еще большую нестабильность в регионе.

Тем более, добавил Сотников, что этим могут воспользоваться боевики «Исламского государства» (запрещенного в России), которые после разгрома в Сирии стремятся проникнуть в близлежащие страны и, в частности, в Саудовскую Аравию. Примечательно, что в дальнейшем обострении здешней обстановки не заинтересованы также и в Иране, поскольку это может привести к неконтролируемой ситуации в Йемене, где, как известно, Тегеран и Эр-Рияд поддерживают противоборствующие стороны конфликта, напомнил старший научный сотрудник РИСИ.

Парадоксы консенсуса

Сегодня многие аналитики, оговорил Владимир Рожанковский, склонны объяснять сложившуюся ситуацию на рынке нефти, ссылаясь на последние события в Саудовской Аравии. Хотя первоочередным по степени влияния все же следует признать нарушение энергобаланса в США. Однако ситуация в Саудовской Аравии также способна добавить масла в огонь в плане ценовой волатильности.

Если продолжится преследование «оппозиционных принцев», это обострит внутреннюю нестабильность в стране, которая в свою очередь может сорвать договоренности в рамках ОПЕК.

Хотя, наверное, не стоит преувеличивать значимость последних для долгосрочных позитивных прогнозов по нефти. На сегодняшний день зыбкий баланс связан с относительной стабилизацией нефтяных цен. То есть скорее «хвост виляет собакой», нежели наоборот.

Даже Венесуэлу устраивает нынешняя цена, близкая к $60 за баррель. Между тем, в случае нового витка спекулятивных атак на биржевую нефть можно быть уверенными, что от текущих договоренностей ОПЕК не останется камне на камне, как это уже было не раз.

Запасы нефти в странах ОЭСР

Впрочем, пока техническая картина не указывает на возможность глубоких просадок, которые фиксировались в 2014-2015 гг. Так, вопреки более ранним предположениям авторитетных нефтяных аналитиков и при росте цен на нефть увеличение активности сланцевых производителей в целом не наблюдается, подытожил ведущий аналитик УК «Горизонт».

На данный момент, уточнил Артем Копылов, соглашение по сокращению добычи выполняется на 94,4% по сравнению с 92% в октябре. Можно уже говорить о том, что рынок находится в более или менее сбалансированном состоянии. Причем являющаяся ключевым игроком на рынке нефти Саудовская Аравия, которая добывает 10,03 млрд баррелей в сутки, объявила о сокращении экспорта на 120 тыс. баррелей в декабре. Вероятнее всего, на заседании ОПЕК+ 30 ноября будет предложено продлить действие соглашения о сокращении добычи нефти. Также на повестку дня может быть вынесено предложение о контроле над экспортом нефти.

На таком фоне, продолжил Копылов, цена на нефть Brent, которая держится около $64 за баррель, при определенных условиях способна подскочить и до $70 за баррель. Например, если риски перебоев поставок нефти из Саудовской Аравии реализуются или какие-то очередные проблемы подкинет Венесуэла. Фундаментально же цены на нефть выглядят завышенными, и в обозримой перспективе они, очевидно, скорректируются ближе к $60 за баррель Brent, заключил аналитик УК «Альфа Капитал».