16 августа 2016 18:44Коммерсантъ-FM

Выгода от Олимпиады для бизнеса, как правило, переоценивается

Комментарий Андрея Шенка, аналитика УК «Альфа-Капитал»

На спонсорах Игр можно заработать

Андрей Шенк

Управляющие компании предлагают клиентам заработать на проведении Олимпиады. Многие аналитики утверждают, что есть целый ряд компаний, акции которых вырастут в цене во время Игр. В частности, речь ведется о спонсорах соревнований. О том, стоит ли инвестировать в «олимпийские» бумаги, — в специальном репортаже Альбины Хазеевой.

Олимпиада оказывает влияние на фондовый рынок. Известно, к примеру, что она всегда приводит к росту американского индекса Dow Jones. С 1900 года во время XXVI летних Игр он прибавлял в среднем 4%. Исключением были лишь соревнования в Пекине в кризисном 2008-м. Положительную динамику обычно показывают и фондовые рынки стран-хозяек. Так, бразильский индекс Bovespa, по данным The Wall Street Journal, вырос в этом году на 33%. Акции местного оператора торговых центров Multiplan за это время подорожали более чем на 70%. Примерно такой же результат показали бумаги компании по сдаче машин в аренду Localiza. Это связано с ожиданиями инвесторов от того, какие сферы бизнеса выиграют от проведения Игр. Однако в большинстве случаев «олимпийский» фактор слишком сложно оценить, считает управляющий директор компании «БКС Брокер» Олег Чихладзе.

«Мы какой-то закономерности между курсом акций и действующей Олимпиадой не видим, не можем однозначно идентифицировать именно те акции, которые в связи с началом и проведением Олимпиады растут или падают. На прошлой Олимпиаде после того, как опубликовали, что она будет в Сочи, выросли акции, которые были связаны именно с Краснодаром, с инфраструктурой Краснодара, — электроэнергетические компании, но, опять же, это носило очень краткосрочный эффект, и после этого все вернулось в стандартное русло», — отметил Чихладзе.

Среди компаний, акции которых могут подорожать на фоне Олимпиады, принято называть официальных спонсоров. Однако, к примеру, в случае с Играми в Сочи заработать можно было на бумагах лишь одной российской компании из восьми. Акции «Роснефти» выросли за время соревнований более чем на 1,5%, а акции «Ростелекома» подешевели на 3,5%. Гораздо более эффективно инвестировать в бумаги подрядчиков, но это нужно делать значительно раньше церемонии открытия, заявил директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев.

«Более серьезная идея — это подрядчики, которые строили объекты и так далее. Но акции — это всегда будущая прибыль, соответственно, подрядчики подорожали уже задолго до Игр, там уже все прибыль зафиксировали и заработали», — уверен Разуваев.

В числе компаний, в акции которых аналитики различных управляющих компаний советуют вкладываться во время текущей Олимпиады, — платежная система Visa, сеть отелей Hyatt, производитель спортивной экипировки Under Armour и оператор кабельного телевидения Comcast. Как показало исследование Saxo bank, ценные бумаги компаний, напрямую связываемых с Играми, действительно часто показывают рост. К примеру, акции давних спонсоров соревнований McDonald’s и Coca-Cola прибавляли в цене четыре «олимпийских» лета из шести с 1988 по 2008 годы. Однако оказалось, что в обычные годы бумаги компаний дорожали даже больше, чем в годы проведения соревнований. По мнению исследователей, это может быть связано с тем, что затраты на маркетинг окупаются лишь через некоторое время после Олимпиады. Повышение узнаваемости бренда само по себе ничего не значит для инвесторов, подчеркнул аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк.

«Оценить эффект рекламы — положительный, отрицательный — на капитализацию очень трудно. Очевидно, что эти компании имеют большие рекламные бюджеты, но насколько это повлияет на инвестиционную привлекательность? Все-таки инвесторы смотрят на финансы, на денежные потоки, на возможность платить дивиденды, долговую нагрузку — что-то более фундаментальное, чем рекламные ходы», — подчеркнул в эфире «Коммерсантъ FM» Шенк.

Ученые из Калифорнийского университета и их коллеги из Пекина недавно опубликовали доклад о так называемых олимпийских акциях. Они пришли к выводу, что влияние Игр на реальные финансовые результаты компаний, которые с ними связывают, практически незаметно. Выгода от Олимпиады для бизнеса, как правило, переоценивается, а цена акций быстро возвращается к прежнему уровню.