22 марта 2019 16:56Ведомости (vedomosti.ru)

ФРС помогла Минфину разместить евробонды

Комментарий Владимира Брагина, директора по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал»

Он продал облигации на $3 млрд и 750 млн евро

Владимир Брагин

Минфин в четверг, 21 марта, впервые в этом году вышел на внешний рынок долга, причем сразу с двумя выпусками — 16-летними бумагами в долларах и шестилетними в евро. Всего он продал бумаг на $3 млрд и 750 млн евро, сообщило министерство в четверг вечером.

Спрос на бумаги превышал 3 млрд евро и $7 млрд, следует из рассылки для инвесторов, с которой ознакомились «Ведомости» (подлинность подтвердили два управляющих).

Организаторами сделки выступили «ВТБ капитал» и Газпромбанк.

Когда Минфин только открыл книгу заявок, ориентир доходности по новому долларовому выпуску достигал 5,5% годовых, но в итоге бумаги будут размещены под 5,1%.

Ставка купона по бумагам в евро — 2,875%, доходность к погашению — 2,375% годовых. С этими бумагами Минфин уже выходил на рынок в ноябре, на 10.00 мск четверга они торговались на рынке с доходностью 2,31%, но после сообщений о размещении доходность выросла до 2,39%.

Основными покупателями стали инвесторы из Великобритании: они выкупили 55% долларовых бумаг и 40% выпуска в евро, сообщил руководитель управления рынков долгового капитала «ВТБ капитала» Андрей Соловьев. Еще 21% долларовых бондов и 17% в евро приобрели американские инвесторы, европейские — 8% и 18% соответственно. Российские инвесторы выкупили 11% выпуска в долларах и 18% — в евро.

«Минфин быстро перешел от планов к действиям в условиях изменившейся риторики ФРС и собрал сильный спрос глобальных инвесторов», — отметил первый вице-президент Газпромбанка Денис Шулаков. Это второй случай, когда Минфин предложил облигации сразу в двух валютах, и крупнейшее размещение в долларах с 2013 г., указал он.

Минфин выбрал крайне удачный момент для выхода на рынок, согласны эксперты. На рынке благоприятная для размещения обстановка — мировые центральные банки пока не собираются ужесточать денежно-кредитную политику, отметил главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. Федеральная резервная система (ФРС) США на заседании 19–20 марта снова сохранила базовую процентную ставку на уровне 2,25–2,5% годовых (хотя еще в декабре обещала два повышения в 2019 г.). ЕЦБ в начале марта тоже заявил, что до конца года не станет менять рекордно низкие процентные ставки, напоминает аналитик Росбанка Юрий Тулинов: базовая ставка рефинансирования равна нулю, ставка по депозитам — минус 0,4%, по маржинальным кредитам — 0,25%.

В прошлом году инвесторы ожидали роста доходностей американских и европейских гособлигаций, но доходности стали падать, а это повысило привлекательность гособлигаций развивающихся стран с более высокими ставками, продолжает Тулинов: доходности казначейских обязательств минфина США (US Treasuries) со сроком обращения от 1 года до 10 лет снизились на 10–20 базисных пунктов (б. п.) с начала года, а доходности немецких гособлигаций (Bunds) на 5–15 лет упали на 6–20 б. п.

У российских евробондов одни из самых низких доходностей на развивающихся рынках (с учетом разницы в кредитных рейтингах) и низкий кредитный риск — сомнений в том, что Россия сможет исполнить свои обязательства по бумагам, даже в случае новых санкций, ни у кого нет, добавляет директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-капитал» Владимир Брагин.

Общая задолженность Минфина по внешним облигационным займам к 1 марта составляла $35 млрд. В обращении находились 13 суверенных выпусков, два из них номинированы в евро, остальные — в долларах. Доля нерезидентов в российских евробондах к 1 марта достигла 52,5%, сообщал ЦБ.

Устойчивый спрос на российский госдолг виден и по последним аукционам ОФЗ, напомнил Тихомиров. 13 марта Минфин продал бумаги на рекордные 91,4 млрд руб., а 20 марта разместил ОФЗ еще на 73,5 млрд руб.

У Минфина с учетом профицита бюджета (2% ВВП за январь — февраль 2019 г.) острой необходимости занимать на внешнем рынке нет, подчеркивает гендиректор УК «Спутник» Александр Лосев. Министерство решило воспользоваться моментом, пока открылось окно для размещений, считает он: «Выход с выпусками и в долларах, и в евро позволит протестировать спрос инвесторов по обеим сторонам Атлантики, привлечь доллары и закрепиться на европейском рынке на случай, если США введут санкции против российского госдолга и американские инвесторы не смогут покупать новые выпуски». Санкционная активность может возобновиться уже в апреле-мае, в таком случае окно для размещений закроется, оценивает управляющий департамента стратегии и проектов развития Промсвязьбанка Дмитрий Грицкевич.

Потребности в заимствованиях у Минфина нет, но нужно поддерживать рынок, замечает Брагин. «Еврооблигации Минфина — это бенчмарк как для инвесторов (им проще оценивать долговой рынок в целом), так и для потенциальных корпоративных эмитентов еврооблигаций», — объясняет он.