21 сентября 2018 18:02Коммерсантъ

Выдержанные инвестиции

Комментарий Николая Антипова, директора Центра по работе с институциональными и корпоративными клиентами УК «Альфа-Капитал»
Николай Антипов

Группа «Тринфико» выходит из уникального для рынка коллективных инвестиций проекта — виноградников и виноградопригодных земель. Компания решила воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой на фоне роста импортозамещения. Винодельческий бизнес рассчитан во многом на стратегических инвесторов, указывают эксперты.

Как стало известно «Ъ», группа «Тринфико» планирует продать крупный участок земли, находящийся в собственности одного из ее закрытых паевых фондов (ЗПИФ «Перспектива»). По словам собеседника «Ъ» в крупной управляющей компании, «Тринфико» ищет покупателя на участок сельхозземель. Второй источник отмечает, что речь идет о виноградниках, расположенных в Краснодарском крае. В компании подтвердили планы по продаже земельных участков — свыше 500 га виноградника и около 1,8 тыс. га виноградопригодных земель. Участки расположены в Краснодарском крае, в районе поселков Тамань, Темрюк и Ильич. «Мы вошли в этот проект в 2011 году, и за это время был консолидирован крупный независимый банк земли, проведен активный сельхозоборот, необходимый для подготовки их к высадке лозы, а также восстановлены виноградники, которые теперь содержат сорта европейской селекции»,— отметил председатель совета директоров группы «Тринфико» Олег Белай. Решение о продаже этих земель вызвано ростом «спроса на российское вино и виноградники в связи с развитием импортозамещения на фоне ухудшения геополитической конъюнктуры», пояснил он.

Фонды недвижимости, владеющие сельскохозяйственными землями, которые используются по прямому назначению,— весьма редкий продукт на российском рынке, а виноградники в составе ЗПИФа — и вовсе уникальный актив. Самым популярным способом заработка для пайщиков ПИФов был перевод сельхозугодий в земли под индивидуальное жилищное или дачное строительство. По словам управляющего директора УК «Сбербанк Управление активами» Екатерины Черных, есть виноградники, которые структурированы в ЗПИФы для владения, но историй с рыночными продажами паев фондов неизвестно. «Фонды, в состав имущества которых входят экзотические активы, такие как виноградники, интеллектуальная собственность, предметы искусства или коллекционирования, чаще всего ориентированы на конкретного пайщика или группы пайщиков»,— отмечает заместитель гендиректора «Альфа-Капитала» Николай Антипов.

Объем земельных участков под проекты по выращиванию винограда для виноделия в России ограничен. По оценкам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, в настоящее время оптимальная стоимость земли под виноградарство составляет около 350 тыс. руб. за 1 га. Президент винодельческой компании «Абрау-Дюрсо» Павел Титов считает справедливой цену ближе к 250 тыс. руб. за 1 га. В декабре 2017 года «Абрау-Дюрсо» за 268 млн руб. купила 842 га под высадку виноградников (см. «Ъ» от 21 февраля), то есть за 318 тыс. руб. за 1 га. В настоящее время в Краснодарском крае предлагаются к продаже виноградопригодные земли по цене 200–300 тыс. руб., виноградники — по 0,6–1 млн руб. за 1 га. Семь лет назад гектар виноградников оценивался примерно в 500 тыс. руб., виноградопригодных земель — в 85–113 тыс. руб.

Исходя из таких оценок среднегодовой доход от инвестиции группы «Тринфико» при закрытии сделки может достичь 11% годовых. Это выше дохода, который могли дать депозит в этот период (в среднем 10% в год) и вложения в акции (индекс Московской биржи рос в среднем на 8% в год). Фактически пайщики фонда заработали на переоценке земли, в том числе переводе ее в новое качество. Сам же винодельческий бизнес — это очень долгосрочная инвестиция. «Виноградники требуют колоссальных инвестиций, при этом отдача небыстрая. На прибыль можно рассчитывать не ранее чем через десять лет»,— отмечает Екатерина Черных. По словам Николая Антипова, создание своих производств и хранилищ для купажирования и выдержки вин даст дополнительную добавленную стоимость сырью, но и потребует значительных расходов. «Мы развили проект до такого уровня, что в него должен прийти стратегический инвестор, чтобы развивать эти земли с точки зрения появления конечного продукта — вина»,— отмечает Олег Белай.