О факторах замедления роста мировой экономики в 2017 году

Когда говорят о резком росте курса доллара, на который советник компании Allianz Мухаммед эль-Эриан указал как на фактор замедления роста глобальной экономики в 2017 году, по всей видимости, предполагают повышение ставок Федеральной резервной системы США. Именно это может вызвать сильное укрепление доллара. И здесь не столько крепкий доллар, сколько рост долларовых ставок является ключевой причиной замедления экономики.
Но я бы не сказал, что потенциальный «взлет» доллара по отношению к остальным валютам является главным риском замедления роста мировой экономики. На мой взгляд, колебания курсов валют — это всего лишь один из нескольких факторов. Среди других можно перечислить как минимум три, причем гораздо более сильных.
Первый фактор, на который хотелось бы обратить внимание в контексте замедления темпов экономического роста в мире, — это демография. В наиболее развитых, а также в ряде развивающихся стран, в том числе в России, идет старение населения, растет нагрузка на работающих, замедлился или вовсе стал отрицательным темп роста населения в трудоспособном возрасте. Это естественным образом замедляет рост ВВП.
Второй момент — это снижение влияния эффекта глобализации: объем мировой торговли по отношению к глобальному ВВП в последние несколько лет не растет. Отчасти это связано с ростом протекционизма в мире, отчасти с тем, что уровень интеграции глобальной экономики имеет свои ограничения в виде транзакционных и транспортных издержек. Как бы то ни было, если с середины ХХ века до глобального финансового кризиса рост активности мировой торговли приводил к ускорению роста мировой экономики, то сейчас это фактор себя исчерпал.
Наконец, третий фактор связан не только с экономикой Соединенных Штатов, но и с наиболее развитыми экономиками Европы — в частности, Великобритании и Германии. Состояние этих экономик, если судить по основным макропоказателям, близко к верхней точке делового цикла, поэтому высокие темпы роста за счет циклического объема в ближайшем году маловероятны. Следовательно, исчерпана и та поддержка, которую наиболее развитые и крупные экономики могли бы оказывать остальному миру.