23 апреля 2013 10:34РБК daily, №74 (1607)

Ирина Кривошеева, УК «Альфа-Капитал»: «По размеру активов наша компания вышла на европейский уровень»

Интервью Ирины Кривошеевой, генерального директора УК «Альфа-Капитал»
Ирина Кривошеева

О том, как в переломный для рынка момент кардинальное изменение стратегии развития и быстрая переориентация на новые клиентские категории помогла не только усилить лидерство в перспективных сегментах, но и в разы повысить эффективность бизнеса, рассказала гендиректор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева в интервью корреспонденту РБК daily Ивану Шлыгину.

Как в нынешней весьма непредсказуемой общемировой экономической ситуации чув­ствует себя российский рынок управления активами?

Поводы для оптимизма, несмотря на суровый внешний фон, у рынка точно есть. Во-первых, к концу 2012 года отечественная индустрия asset management достигла объема 3,1 трлн руб., увеличившись по сравнению с 2011 годом на 16%. То есть рынок уверенно развивается. Во-вторых, отрасль становится более структурированной и понятной. Сейчас уже практически сложился круг крупных управляющих компаний, на долю которых приходятся основные активы индустрии. Эти компании выстояли в кризисы, гибко среагировали на изменение рыночной ситуации и предложили целевым клиентам продукты, отвечающие новым реалиям и новым потребностям.

Среди них преобладают УК, которые входят в крупные государственные холдинги. Как частной компании выдержать такую более чем серьезную конкуренцию?

Наша компания была построена и всегда развивалась исключительно по рыночным принципам. Это был абсолютно осознанный, хотя, возможно, и не самый простой выбор. Что касается конкуренции, то она является абсолютно необходимым стимулом к постоянному развитию. И это дает результат: в рэнкинге УК по активам мы занимаем в настоящее время восьмое место. При этом лидируем в заметных и весьма перспективных рыночных сегментах — это доверительное управление (ДУ) активами состоятельных физлиц и корпоративных клиентов. Кстати, если провести неожиданное сравнение, получится, что размер активов физлиц «Альфа-Капитал» уверенно сопоставим с топ-50 ведущих российских банков. А с точки зрения мировых стандартов размер нашей компании по активам вполне сопоставим со средними итальянскими УК и приближается к уровню компаний Бельгии, Австрии, Нидерландов.

Следующая цель определена?

Да, это среднеевропейский уровень 6 млрд евро, который можно считать отличным ориентиром. И не стоит забывать, что развивать бизнес в России выгоднее, темпы его роста выше, чем в Европе. Так что это амбициозная, но вполне достижимая стратегическая цель. И мы к ней неуклонно приближаемся. При этом важнейшим показателем является эффективность бизнеса. Наша прибыль в 2012 году выросла в три раза, превзойдя первоначальные планы. Существенно выросли также и два основных с точки зрения международной практики показателя оценки эффективности УК: активы на одного сотрудника и выручка к активам. На одного нашего сотрудника сейчас приходится 0,5 млрд руб. активов, а показатель выручки к активам превысил 1%.

Что помогло сделать столь ощутимый рывок, еще и с учетом неблагоприятной рыночной конъюнктуры?

Компания переориентировалась на новый рыночный сегмент — доверительное управление. До кризиса 2007–2009 годов мы активно развивали ПИФы. В тот период большин­ство обеспеченных российских инвесторов предпочитали сотрудничать с подразделениями международных банков. Местные игроки в то время не могли предложить ни широкую продуктовую линейку, ни сервис надлежащего уровня. Но после кризиса ситуация кардинально изменилась: теперь у российских УК можно получить и то и другое. И именно в этот период на первый план стало выходить выстраивание долгосрочных отношений с клиентами. И у тех, кто в большей степени разбирается в местных реалиях и менталитете клиентов, появилось четкое конкурентное преимущество. «Альфа-Капитал» одной из первых обратила внимание, спрогнозировала эту тенденцию и спустя пару лет после переориентации стала лидером сегмента ДУ состоятельных лиц в России.

Сколько у компании в настоящий момент состоятельных клиентов и какие суммы они передают в управление?

У нас более 2500 клиентов со средним счетом около 25 млн руб. За последний год показатель среднего счета увеличился более чем на 20%, происходит и удлинение среднего срока нахождения клиентов в компании. Одна из ключевых задач на 2013 год — удвоение среднего счета.

И как вы планируете добиться решения этой задачи?

Основная работа в этом направлении уже проделана. Инновационность и полнота нашей продуктовой линейки не уступает, а часто и превосходит программы глобальных private-банков. При этом мы четко ориентируемся на спрос и потребности наших клиентов. Такой принцип позволяет создавать инвестиционные решения, актуальные для клиента в конкретный момент времени. При этом мы четко и системно руковод­ствуемся общим принципом умеренной консервативности предлагаемых инвестиционных решений, акцент на двух приоритетах — надежность и понятная доходность. То есть добавленной стоимостью нашей работы является рыночная экспер­тиза, выходящая за рамки и фондового рынка и одной отдельной страны.

Как изменилась инвести­ционная стратегия компании со сменой приоритетного сегмента?

Мы стали гораздо консервативнее: наши целевые клиенты не любят риска. Поэтому доля активов с фиксированным доходом в общей структуре активов компании превышает 84%, в том числе 60% инвестировано в облигации. По этому показателю мы находимся в общем тренде: в мире суммарная доля облигаций в портфелях составляет 44% и продолжает расти. Обычно консервативные инструменты — это более низкие уровни комиссий за управление. Зато именно на этих инструментах в прошлом году компании удалось существенно увеличить выручку по комиссии за успех. Растет она и по направлениям консалтинга. Отсюда и высокая эффективность компании.

Состоятельные клиенты для вас все на одно лицо или вы их как-то для себя разделяете?

Выделяем для себя три ключевых сегмента. Первый — инвесторы с капиталом от 100 тыс. долл., что соответ­ствует входному порогу в ДУ. Вторая категория — инвесторы с капиталом от 1 млн долл., на которых заточена комплексная программа Alfa Wealth. Это ряд дополнительных консультационных и lifestyle-сервисов. В настоящее время их число выросло на 45%. Третий сегмент — клиенты с состоянием от 10 млн долл. под нашим управлением. Для них в «Альфа-Капитал» существует отдельное подразделение — мультисемейный офис (Multi-Family Office, MFO). Его работа базируется на принципе «открытой архитектуры» инвестиционных решений, банковских и страховых услуг, а также юридического консалтинга. MFO выполняет функции советника по семейным делам бенефициара и предоставляет полный комплекс услуг lifestyle-менедж­мента. Но что принципиально понимать, мы выстраиваем такой сервис и такие взаимоотношения с клиентами, чтобы ни у кого из них вне зависимости от принадлежности к любой из названных категорий не возникало мысли о том, что они для нас на одно лицо. Персонализация клиента — то, с чего начинаются долгосрочные доверительные отношения, это наш основной принцип профессиональной деятельности.

Значит ли это, что вы отказались от развития розничного бизнеса?

Безусловно, нет. Мы как раз не разделяем мнение, что инвестиционная розница в России изжила себя. Самостоятельная покупка акций или облигаций по-прежнему подходит далеко не всем: для этого надо разбираться в процессах, происходящих и в экономике, и в финансовом секторе, не говоря уже о специфике таких инст­рументов, как опционы или фьючерсы. При этом спрос высок. Но перед управляющими сейчас стоит серьезная задача по созданию и развитию современных и технологичных розничных продуктов. Пора выйти за границы устаревших решений. Эффективные в прошлом концепции во многом не работают. Нужны новые продукты для нового времени — мы над этим системно работаем.

Понятно, что раньше вложения физлиц в фондовый рынок осуществлялись в основном посредством ПИФов, но после обрушения сегмента доверие к нему явно восстановится нескоро. Какие продукты приходят на смену ПИФам?

Круг вложений физлиц в последние годы существенно расширился за счет иных видов активов, например товарных. Появилась возможность широкой диверсификации собственных средств, комбинации консервативных и потенциально высокодоходных направлений, конструирования механизмов защиты капитала, совмещения инвестиционных и банковских продуктов. Предвосхитив этот тренд, в прошлом году мы запустили продукт «Альфа-Профит», который позволяет клиентам при защите инвестированных средств уча­ствовать в росте фондовых индексов. Сохранность первоначальных вложений и участие в росте — основной принцип продуктов, востребованных сейчас розничными клиентами. Новый продукт обеспечил существенный приток клиентов и занял заметное место в нише инвестиционных предложений для массового состоятельного клиента — за неполные полгода свыше 900 клиентов на общую сумму 1 млрд руб. В то время как ПИФы по всей отрасли показывают суммарный отток. Понятно, что будущее розницы за такими комплексными решениями, выверенными, при этом простыми и понятными, точно соответ­ствующими клиентским потребностям. Такое ДУ для массового клиента.

Чтобы и в дальнейшем успешно развиваться, на что собираетесь делать ставку?

По-прежнему на перспективные рыночные сегменты и на поддержание высокой эффективности деятельности. Ключевой в нашей работе остается нацеленность на долгосрочные отношения с клиентами, которые мы выстраиваем на основе пяти базовых принципов: прозрачность, надежность, конфиденциальность, комфортность и гибкость отношений с клиентами. Важен именно индивидуальный подход.

Индивидуальный подход многими компаниями декларируется, но мало кем осуществляется на деле. Что вам помогает претворять принцип в жизнь?

Команда. У нас в компании не должно быть неэффективных людей — это еще один четкий стратегический принцип, которому мы стараемся следовать. Во-первых, проводим тщательный отбор будущих сотрудников, ищем среди потенциальных кандидатов людей с «одной ДНК». Кого именно? Лидеров по натуре, способных генерировать оригинальные новаторские идеи и готовых брать на себя ответственность за их реализацию, ориентирующихся на результативность. Много внимания уделяем работе с коллективом — обучению сотрудников, наделению их ресурсами и полномочиями, вовлечению в формирование корпоративной культуры.