26 июля 2013 12:19Slon.ru

Как зарабатывать во время финансового хаоса?

Евгений Кочемазов, заместитель директора департамента управления активами, директор по работе с долговыми инструментами УК «Альфа-Капитал»
Евгений Кочемазов

Удивительное — рядом. 40 лет назад базовая концепция инвестирования формулировалась как «купи и держи». Сегодня на долю программной алгоритмической торговли приходится более 70% оборота рынка акций США. 30 лет назад фондовый рынок не знал, что такое Китай. Сегодня капитализация китайских акций — $3 трлн. 20 лет назад развивающиеся рынки были terra incognita для большинства инвесторов. Сегодня это одно из самых популярных направлений альтернативных инвестиций. 15 лет рынок свято верил в то, что доткомы с коэффициентом P/E, измеряющимся сотнями, — это норма жизни. Сегодня ряд «технозвезд» конца 90-х влекут жалкое существование на задворках индустрии. 10 лет назад рынок фанатично скупал ипотечные облигации США, а в 2008 году эти же ипотечные облигации стали причиной самого серьезного кризиса со времен Великой депрессии.

Повальная автоматизация и алгоритмизация, сглаживание временных и пространственных границ (читай — глобальный круглосуточный рынок), развитие левериджа, триллионные «негасимые» госдолги, чуть ли не ежегодно надувающиеся и лопающиеся пузыри, виртуальные активы (например, биткойн), стремительное развитие рынка деривативов — все это признаки грядущей финансовой сингулярности. Технологической сингулярностью футурологи называют момент, когда прогресс станет настолько быстрым и сложным, что вообще не будет поддаваться пониманию. По аналогии и финансовой сингулярностью можно назвать момент, когда поведение рынков уже плохо поддается чтению и пониманию, причем не только обывателями, но зачастую даже профессионалами. Такого понятия пока еще нет в обиходе, да и индустрия к его появлению не готова, но момент этот надвигается.

Финансовый рынок был, есть и будет местом, где люди сберегают и приумножают свои капиталы. И финансовая сингулярность — это не повод быть в стороне от рынка. Но теперь, входя в этот рынок, необходимо отдавать себе отчет, что, даже будучи прекрасным профессионалом в своей (нефинансовой) сфере, вы можете оказаться не готовы к его новому состоянию, к зачастую необъяснимой волатильности цен на финансовые активы.

И это касается практически всех — все мы в рынке, в системе. Размещая деньги на депозит, нужно понимать, что ваш банк, скорее всего, занимается не только и не столько классическим кредитованием, сколько активно участвует в финансовом рынке: торгует традиционными активами, использует леверидж, хеджируется и спекулирует, зачастую с помощью забалансовых счетов или связанных компаний. В общем, делает все, чтобы опосредованно вовлечь вас в этот рынок. Да, напрямую вы в нем не участвуете. До того момента, пока у банка есть капитал и действует государственная система страхования вкладов.

Вопрос: как в условиях финансовой сингулярности быть в рынке и, как поется в популярной песне, «не потерять, а обрести»? Ответ не может быть простым и однозначным. Но все же есть ряд простых рекомендаций.

Во-первых, будьте разумно консервативны. Консерватизм — это не стремление заработать мало или не рисковать вообще. Консерватизм — это готовность сначала разобраться, а потом влезать (инвестировать). Если вам говорят: «Давайте инвестировать в акции!» — а вы отвечаете: «Давайте!» — это неразумно и не консервативно. Правильный подход — понять, в какие акции, в каком регионе и в каком стиле вам предлагают инвестировать. Да, поверьте, даже инвестиции в акции могут быть консервативными, если понимать, во что конкретно вы вкладываетесь.

Вам 40 лет, вы, имея $1 млн, вкладываете его в индексный фонд (ETF, exchange-traded fund) на индекс российских акций. Или, например, при тех же вводных, вы $200 тысяч вкладываете в глобальный инвестиционный фонд со специализацией на растущих компаниях малой и средней капитализации (этот фонд на протяжении 5 лет показывает доходность лучше рынка), $150 тысяч — в индексный фонд широкого рынка акций США (а экономика США сейчас становится на рельсы восстановления), и оставшиеся $650 тысяч — в портфель еврооблигаций с доходностью к погашению порядка 7% годовых (понимая, что рисковые активы на длительном горизонте времени дают доходность 7–8% годовых в долларах США).

Какой подход более консервативен и разумен? Очевидно, что второй. Каждая инвестиция должна иметь определенную цель, основанную на конкретной фундаментальной предпосылке. Именно в этом случае инвестиции являются разумно консервативными.

Во-вторых, будьте проще. Простота в условиях сложного и постоянно меняющегося мира — это скорее благо. Старайтесь смотреть на вещи как бы с высоты птичьего полета. Вам говорят, что нужно инвестировать в акции, — смотрите прежде всего не на отдельные бумаги или идеи, а на экономику! Акции не растут без роста экономики. То есть прежде всего нужно, исходя из понимания того, как связан рынок акций с экономикой, принять принципиальное решение — инвестировать ли в акции как в класс активов. А остальное, если вы не уверены в своей способности сравнить конкретные инвестиционные идеи, оставьте профессионалам. Управляющий портфелем должен определить, за счет чего экономика растет, какие сектора/бумаги будут наиболее перспективными, и далее принять решение о распределении весов в инвестиционном портфеле.

Вам говорят, что нужно покупать золото, — не смотрите на график золота. Постарайтесь оценить, как вы получите реальный доход от этих инвестиций, каким способом вы заработаете. Купить, чтобы продать дороже, — это одна история. Купить, чтобы получать проценты или дивиденды, — это другая история. Вторая история проще и надежнее.

Вам предлагают разместить депозит на Кипре под 7%, тогда как везде в Европе ставка в лучшем случае 2%, — no comment.

Простота — это способность подняться на ступень выше и посмотреть на мир со стороны. Масса инвестиционных идей лежит на поверхности, но зачастую, повинуясь подступающей финансовой сингулярности, и инвесторы, и управляющие излишне усложняют простые вещи. Не допускайте этого. Да, мы не говорим, что нужно мыслить совсем просто: анализ, сопоставление фактов, выстраивание причинно-следственных связей и логических цепочек — это обязательная часть работы, инвестиционный MUST. Но все же, если в какой-то момент времени вам покажется, что в своих логических построениях вы ушли слишком далеко, — остановитесь, вернитесь назад.

В-третьих, найдите разумный баланс между диверсификацией и концентрацией. Это самый трудный вопрос: единого понимания, что лучше, просто нет. Практически все учебники по портфельному инвестированию говорят: диверсификация — это хорошо. Да и народная мудрость гласит: «Не клади все яйца в одну корзину». Но на практике, если в вашем портфеле 100 инструментов, можете ли вы эффективно следить за всеми? Однозначно не сможете! Где же разумная грань?

Вообще все ваши вложения должны быть диверсифицированы. Но вам как частному инвестору целесообразно диверсифицировать их между стратегиями управления или фондами. И опять же все зависит от целеполагания. Вкладывать 100% средств в 10 практически одинаковых стратегий не имеет абсолютно никакого смысла. Каждая инвестиция должна иметь свою цель. Можно классифицировать стратегии по их назначению. Например, стратегия — «генератор доходности», стратегия — «улучшатель доходности», стратегия — «стабилизатор доходности». Как правило, любой портфель должен состоять из трех таких типов стратегий; балансировка же — вопрос личных предпочтений, инвестиционного горизонта и желаемого соотношения риск/доходность.

Финансовая сингулярность — состояние уже почти случившееся. Но это не повод, чтобы не зарабатывать. Нужно искать простые решения на сложных финансовых рынках, эффективные и позволяющие зарабатывать вне зависимости от того, в какую сторону дует ветер. Не надо замыкаться в России — рынок глобален, — но и не надо стремиться объять необъятное. Быть глобальным не значит быть везде. Это значит быть в 3–4 лучших местах, которые прекрасно видны с высоты птичьего полета.