28 марта 2018 12:02Коммерсантъ Деньги

Интеллект может быть искусственным, но разум нужен человеческий

Интервью с Ириной Кривошеевой, генеральным директором УК «Альфа-Капитал»
Ирина Кривошеева

— В последние годы управляющие активно занимались диджитализацией своих услуг. Кажется, в цифру уже переведено все, что только можно?

— В отрасли действительно произошли колоссальные изменения благодаря цифровой трансформации. Но если на самых ранних ее этапах оцифровке подвергались традиционные услуги и сервисы, то в дальнейшем диджитализация нашла себе новое русло. Участники рынка стали апробировать технологии и модели работы, которых раньше не существовало в принципе, и сегодня именно это направление становится мейнстримом. Один из наиболее ярких примеров — внедрение разработок на базе искусственного интеллекта.

— Наверное, только ленивый не говорит сейчас о внедрении искусственного интеллекта. Какие у него есть точки применения в сфере управления активами?

— Спектр широкий — от непосредственного участия в инвестиционном процессе до глубокого изучения информации о клиентах для более четкого понимания их потребностей и приоритетов. В отдельных случаях мы просто не можем обходиться без помощи искусственного интеллекта. Объемы информации, которую нужно обрабатывать, хранить, передавать, защищать от внешних воздействий, а главное, комплексно анализировать, растут у управляющих компаний в геометрической прогрессии. Решать все эти задачи исключительно с помощью человеческих ресурсов — дорого и неэффективно. Цифровые технологии позволяют проводить такую работу в разы быстрее и качественнее.

— Используются ли в отрасли методы самообучения искусственного интеллекта?

— Конечно, и он может быть отличной самообучающейся системой, когда имеет доступ к большим данным, обрабатывает их и постоянно набирается опыта. Потенциально учитываться могут самые разные данные, связанные как с инвестиционными предпочтениями, так и с психосоциальными характеристиками существующих и потенциальных клиентов. Искусственный интеллект поможет нам эффективнее проводить сегментацию клиентской базы, в том числе по поведенческим характеристикам, склонности к инвестиционным рискам.

— Для этого нужно разрабатывать специальные методы оценки?

— Нужна тонкая настройка стандартных подходов с учетом специфики нашей отрасли и стоящих задач. Могут применяться уже апробированные методики, такие как системы MBTI или Hogan. Один из перспективных подходов — OCEAN-оценка, модернизированная на базе исследований Михала Козински, доцента кафедры организационного поведения Стэнфордской высшей школы бизнеса. Клиентов в данном случае разделяют на сегменты по уровню выраженности пяти черт — открытости опыту, сознательности, экстраверсии, доброжелательности и нейротизма. Использование этих и других подобных методик в бизнесе уже дает реальные результаты. В индустрии управления активами они могут быть полезны при создании нишевых инвестиционных продуктов, не говоря уже о таргетировании рекламы.

— Допускаете ли вы, что портфельные управляющие станут совсем не нужны — все их функции возьмет на себя искусственный интеллект?

— Это точно не вопрос ближайшего будущего. Поверьте, мы чрезвычайно внимательно следим за любыми возможностями автоматизации и алгоритмизации всех наших бизнес-процессов, включая инвестиционный. Приходится признать, что в большинстве случаев искусственный интеллект еще не может превратиться из помощника человека в его стопроцентного заменителя. Даже за алгоритмом, который автоматически заключает сделки, по-прежнему стоят его разработчики-люди. В конечном счете именно они несут полную ответственность перед клиентами за проводимые операции и за результаты инвестиций. Да, интеллект может быть искусственным, но разум нужен человеческий. Первый аккумулирует, систематизирует информацию и знания, второй отвечает за прогнозирование последствий и грамотные действия на основе полученных выводов.

— Этакий симбиоз робота и человека...

— Совершенно верно. Технологии позволяют создавать системы анализа, превосходящие человеческие возможности по определенному набору параметров. Но нельзя полностью перепоручать таким системам принятие ключевых решений.

— Есть ли у «Альфа-Капитала» продукты, которые предполагают использование искусственного интеллекта?

— Недавно мы разработали инвестиционное решение на базе механизмов машинного обучения. В нем сочетаются нейросетевое прогнозирование и анализ больших данных, а также основных макроэкономических индикаторов. Мы исходили из того, что инвесторы почти всегда ищут в интернете первичную информацию перед заключением тех или иных сделок, поэтому оценка их активности позволяет судить о доминирующих на рынке настроениях. Базовыми активами стали индекс S&P500 и фонд краткосрочных корпоративных облигаций. Это наше решение — фактически первая ласточка в данной области. Уверена, что другие участники рынка вскоре тоже начнут тестировать свои возможности в создании новых продуктов на базе искусственного интеллекта.

— За рубежом тенденции такие же?

— Да, мы движемся в рамках того же тренда, что и вся мировая финансовая индустрия. Например, в начале этого года самая крупная в мире управляющая компания BlackRock сообщила о создании специальной лаборатории по развитию технологий искусственного интеллекта в инвестировании. Государственный пенсионный фонд Японии — тоже, кстати, крупнейший в мире — заявил, что в перспективе сократит штат своих управляющих с учетом технологизации инвестиций. Не полностью откажется от людей, но часть функционала передаст роботам. Можно привести и другие подобные примеры.

— Не так давно на нашем рынке появился робоэдвайзинг — услуга автоматического инвестиционного консультирования. Это ведь тоже вид искусственного интеллекта?

— Одна из его многочисленных итераций. Кстати, за рубежом компания Orion уже вывела на рынок новый продукт, который некоторые наши западные коллеги поспешили охарактеризовать как «убийцу робоэдвайзинга». Хотя скорее это его модифицированная версия, более совершенная. Продукт называется ASTRO — Advisor Strategy & Tax Return Optimization tool. Суть в том, что инвестиционное консультирование дополняется автоматическим налоговым планированием по принципу «два в одном». Инвестор не только вкладывает средства в оптимальные для него финансовые инструменты, но и может эффективнее распоряжаться своим капиталом в целом. Идея блестящая, согласитесь. Безусловно, она найдет воплощение и на российском рынке тоже.

— А если попытаться спрогнозировать следующие новации в отрасли, то какими примерно они могут быть?

— Думаю, что одна из тенденций будет заключаться в интегрировании инвестиционной составляющей и финансового планирования в те аспекты нашей жизни, которые пока остаются ими не охваченными. Очень многое здесь зависит от развития интернета вещей. Сейчас кажется научной фантастикой, что «умный дом» станет участвовать в ваших финансовых операциях, например, за счет экономии энергии, но вдруг пролетит время — и, возможно, вы не увидите в этом уже ничего удивительного.

Другой тенденцией будет более четкое таргетирование финансовых и нефинансовых услуг для клиентов за счет глубокой сегментации клиентской базы. Результаты обработки данных можно будет использовать, например, при формировании программ лояльности и запуске дополнительных сервисов. Чем дальше — тем сильнее выражение «знай своего клиента» будет приобретать яркую цифровую окраску.

— Не приведет ли это к тому, что инвесторы потеряют саму возможность выбора — им будут предлагаться только те решения, которые искусственный интеллект посчитает для них наилучшими?

— Адресность продуктового предложения, конечно, не лишает вас выбора, а помогает его делать, избегая ошибок. Мы можем сколь угодно скрупулезно анализировать разнородные данные и вырабатывать четкие рекомендации по наполнению инвестиционного портфеля, чтобы он идеально соответствовал риск-профилю конкретного клиента, но принимать их как руководство к действию или нет — решать только ему самому.

— Пробовали ли вы составить обобщенный портрет современного частного инвестора с помощью анализа больших данных?

— В целом по российским инвесторам мы таких исследований не проводили, но когда проанализировали характеристики более узкой целевой аудитории «Альфа-Капитала» и в том числе наших состоятельных клиентов, то узнали, на наш взгляд, много интересного. Особенно когда сравнили эти данные с информацией о типичных чертах владельцев крупного капитала за рубежом, приведенной в недавнем исследовании Wealth-X Institute.

— Расхождений много?

— Достаточно. Например, список увлечений наших состоятельных клиентов возглавляет спорт, а в мире он на третьей строчке. Среди спортивных дисциплин за рубежом лидируют гольф, футбол, теннис, баскетбол и лыжи, у нас — те же футбол и лыжи, а еще бодибилдинг, фитнес и шахматы. Любимая музыка наших клиентов — электронная и рок, а за рубежом это поп и классика. Все это только на первый взгляд кажется не более чем занимательными фактами. У нас есть уверенность, что это массив данных, в котором тоже можно найти значимую информацию для практического применения.

— Инвесторы отличаются друг от друга не только интересами или склонностью к риску, но и биометрическими данными. Могут ли они быть полезными в индустрии управления активами?

— Мне кажется, что мы сможем начать использование биометрических данных в ближайшем будущем. Биометрия — это прямой путь к упрощению процедур идентификации клиентов: при открытии счета, подаче заявок на покупку инвестпродуктов, при получении консультаций и так далее. Задача по внедрению механизмов биометрической идентификации находится в фокусе внимания ЦБ, и хотелось бы, чтобы к ее решению наряду с банками привлекались небанковские организации, в частности управляющие компании. Мы определенно не будем лишними в этом процессе. Особенно сейчас, на фоне убедительной динамики по перетоку средств из депозитов в инвестиционные продукты факторы «скорость» и «удобство» для клиентов становятся как никогда значимыми.