28 ноября 2017 17:46Коммерсантъ-Деньги

Ирина Кривошеева: робоэдвайзинг — это надолго

Интервью с Ириной Кривошеевой, генеральным директором УК «Альфа-Капитал»
Ирина Кривошеева

Крупные управляющие компании активно внедряют новую технологию — автоматическое консультирование клиентов, или робоэдвайзинг. Генеральный директор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева уверена: это не просто модный «хайп», а инновация, которая элегантно дополнит облик индустрии управления активами.

— Робоэдвайзинг — это российское ноу-хау, или, как и многие другие новации, он пришел к нам из-за рубежа?

— Первые роботы-консультанты по инвестициям действительно появились на Западе. В 2010 году это были стартапы Betterment и FutureAdvisor, через год к ним добавились компании Wealthfront и Personal Capital. Еще через пять лет, когда стало понятно, что робоэдвайзинг эффективен и становится широко востребован, в игру вступили тяжеловесы инвестиционного рынка — Charles Schwab и Vanguard. К этому моменту мы в «Альфа-Капитале» тоже начали разрабатывать технологии автоматического консультирования. После успешного тестирования перешли к применению на практике, теперь тем же путем идут и некоторые другие управляющие компании.

— Как выглядит робоэдвайзинг с точки зрения клиента?

— Полностью удаленно, ответив на ряд вопросов робота-помощника, вы получаете рекомендации: какие продукты компании вам наиболее подходят, в какой пропорции желательно распределить между ними свои вложения. На основе анализа ваших ответов система определяет ваш индивидуальный риск-профиль, инвестиционный горизонт и подбирает оптимальную стратегию. Затем начинается непосредственно формирование портфеля инвестиций.

— И весь процесс происходит без участия консультанта-человека?

— Робоэдвайзинг можно условно представить как сумму трех «а» — «антуража», алгоритмов и активов. Технически есть возможность роботизировать каждую составляющую этой цепочки. Под «антуражем» подразумевается специальный интерфейс на сайте управляющей компании: это может быть просто анкета, которую надо последовательно заполнить, или же полноценный интерактивный сервис в виде чата с ботом. В любом случае на первом этапе клиенту необходимо ответить на ряд вопросов, чтобы можно было понять его приоритеты на финансовом рынке.

— О чем же спрашивают роботы?

— Вопросы касаются горизонта инвестирования, опыта и финансовых возможностей, готовности нести рыночные риски ради максимизации доходности. Примерно такие же вопросы вам задаст на первой встрече квалифицированный консультант-человек. Затем полученная информация используется на этапе второго «а» — алгоритмов. Данные автоматически анализируются для выработки инвестиционных рекомендаций.

— Какие алгоритмы при этом используются?

— Логика анализа может быть довольно простой, а может базироваться на экономических теориях и поведенческих финансах. Например, в «Альфа-Капитале» департамент управления активами проводил больше года очень серьезную работу, чтобы сформировать базовую матрицу рекомендаций. В каждом конкретном случае при определении оптимального набора активов, безусловно, учитывается не только риск-профиль клиента, но и текущая рыночная конъюнктура.

— Получается, что за работой роботов все равно стоят люди?

— Алгоритмы пока создаются именно людьми — профессионалами в сфере инвестиций. Но уже появляются и первые элементы искусственного интеллекта — роботы-консультанты умеют самообучаться. Они, например, могут с вашего разрешения сами собирать дополнительную информацию из соцсетей, задавать уточняющие вопросы. Я не исключаю, что уже довольно скоро они научатся корректировать собственные алгоритмы и без участия человека.

— Приходите вы в управляющую компанию, а там... одни роботы.

— Скорее лабиринты из серверного оборудования (смеется). На эту тему часто шутят, но факт остается фактом: управляющие компании, да и вся финансовая индустрия, последовательно взаимоинтегрируются со сферой высоких технологий. Все труднее провести четкую грань между финансами и IT.

— Давайте вернемся к трем «а». Мы поговорили о первых двух составляющих робоэдвайзинга...

— После сбора и анализа информации наступает этап синтеза — размещение средств клиента в инвестиционные активы. Это и есть третье «а». Активами могут быть отдельные ценные бумаги — акции или облигации, биржевые фонды (ETF), паевые инвестиционные фонды и даже такие сложные инструменты, как структурные продукты. Но для массового инвестора хорошо подходят ПИФы, поскольку они позволяют даже со сравнительно небольшой суммой — в десятки или сотни тысяч рублей — диверсифицировать портфель по различным бумагам, отраслям и странам.

— Сделки клиент уже проводит сам на основе рекомендаций?

— Например, на нашем сайте он видит рядом с рекомендациями кнопку «купить» и может приобрести предложенные продукты в несколько кликов — за это отвечает модуль онлайн-продаж. Оплату можно произвести обычной банковской картой. Дальше в робоэдвайзинге практикуются разные подходы. Поскольку с течением времени ситуация на рынках меняется, нужно проводить ребалансировку портфеля. Это происходит либо в автоматическом режиме, либо в полуавтоматическом, когда клиент получает уведомления о предлагаемых операциях и их подтверждает. Все-таки людям все еще сложно доверить алгоритмам абсолютно все рычаги управления.

— Особенно когда речь идет об инвестициях на миллионы долларов...

— Владельцы крупного капитала тоже начинают аккуратно пользоваться робоэдвайзингом. Показательно, что его запустил швейцарский UBS, который традиционно предпочитает работать с состоятельной аудиторией. Не остаются в стороне и такие известные имена, как Fidelity, Merrill Lynch, BlackRock. Все это, безусловно, играет роль своеобразного триггера для популяризации автоматического консультирования. Ведь одно дело, когда идею продвигает неизвестный стартап, другое — когда ее подхватывают гранды финансовой индустрии. Даже те участники рынка, которые поначалу были настроены скептично, теперь убедились, что робоэдвайзинг — это не хайп, это надолго.

— Кстати, какие компании сейчас лидируют в этой области?

— По активам, привлеченным в рамках автоматического консультирования, первые места в мире занимают Vanguard и Charles Schwab с показателями $83 млрд и $20 млрд соответственно. Помимо них в пятерку ведущих игроков входят Betterment, Wealthfront и Personal Capital. Всего же робоэдвайзерами аккумулировано уже порядка $150 млрд. Сотни компаний сделали это направление одним из эффективных элементов своей системы онлайн-продаж, среди них есть и несколько российских наряду с «Альфа-Капиталом».

— Не исчезнет ли из-за робоэдвайзинга сама профессия инвестиционного консультанта?

— В обозримом будущем этого не произойдет, роботы не смогут заменить всех консультантов-людей. И дело здесь даже не в технологической базе, а скорее в психологии. Да, виртуальные помощники могут быть успешнее на начальных этапах коммуникации, при проведении механических операций и подготовке отчетности. Но инвестору-человеку, а тем более состоятельному, иногда хочется еще комфортного общения за чашечкой кофе.

— Только вот молодежь буквально живет в смартфонах и общается больше в соцсетях, чем в реальном мире.

— И тем не менее основная часть мирового благосостояния сосредоточена пока в руках поколения X. Как показывают опросы, порядка 80% его представителей не хотят уходить в робоэдвайзинг и отказываться от взаимодействия с инвестконсультантами. Возможно, в дальнейшем расклад изменится, но сейчас ошибкой было бы делать ставку только на тех, кто привык коммуницировать с гаджетами. У миллениалов просто относительно мало денег. Поэтому мы и выступаем за так называемый гибридный подход. Мы видим в робоэдвайзинге серьезный потенциал для развития и оптимизации бизнеса, уделяем большое внимание этому направлению, но считаем правильным комбинировать его с классическими форматами взаимодействия с клиентами.

— Кто-нибудь на рынке уже пробовал работать по такой смешанной модели?

— Конечно. Самый успешный за рубежом проект в робоэдвайзинге — это как раз гибридный сервис Vanguard, когда автоматическое управление портфелем не заменяет, а дополняет общение инвестора с обычным консультантом. В данном случае и алгоритм инвестиций понятен и прозрачен, и есть с кем обсудить все возможные вопросы. Компании, которые полностью отказываются от консультантов-людей, занимают гораздо более скромные доли на рынке.

— Как вы думаете, что инвесторам не нравится в автоматическом консультировании?

— Эта тема затрагивалась в опросе, который проводили составители ежегодного доклада World Wealth Report. Инвесторов спрашивали, готовы ли они к общению с роботами, что от них ждут и чего опасаются. Среди основных ожиданий — снижение стоимости, повышение эффективности, быстроты, прозрачности операций, появление инновационных сервисов. А опасения связаны, например, с сохранностью персональных данных. И главное пожелание к участникам рынка от клиентов — оставить возможность общения с людьми.

— Нужно ли регулирование робоэдвайзинга на законодательном уровне?

— Сейчас применяются стандартные регуляторные нормы, затрагивающие деятельность профучастников. Все-таки робоэдвайзинг хоть и развивается опережающими темпами, но находится в стадии становления, поэтому государству и профсообществу еще предстоит упорядочить регулирование данной сферы. Например, решить вопросы в части сертификации алгоритмов или ответственности за работу роботов, принятые ими решения и результаты.

Время должно подтвердить выгодность автоматического инвестконсультирования как для клиентов, так и для бизнеса — первые итоги на российском рынке можно будет подводить через пару лет. А сейчас предстоит вдумчивая, четкая, системная работа изо дня в день по совершенствованию сервиса робоэдвайзинга — большого перспективного направления, элемента индустрии будущего.