26 марта 2021 18:00Forbes.ru

«Не очень удачное размещение»: компанию россиян Semrush оценили на IPO в $1,9 млрд

Комментарий Эдуарда Харина, портфельного управляющего УК «Альфа-Капитал»

 25 марта IT-платформа Semrush привлекла во время IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже $140 млн — это меньше, чем было в планах компании 16 марта. Semrush продала 10 млн акций вместо 16,8 млн по цене нижней границы диапазона. Спрос на бумаги компании был низким, считают аналитики

Падение акций

В четверг, 25 марта, компания с российскими корнями Semrush объявила цену размещения акций на IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже — она составила $14 за бумагу. Это нижняя граница диапазона в $14-16. Всю компанию инвесторы оценили в $1,9 млрд. Semrush объявила, что продала всего 10 млн акций вместо 16,8 млн, которые предлагала изначально. Кроме того, андеррайтеры получили опцион на покупку 1,5 млн акций вместо объявленных ранее 2,52 млн. Всего компания привлекла $140 млн, а если андеррайтеры реализуют опцион, эта сумма вырастет до $161 млн. Организаторами размещения стали инвестбанки Goldman Sachs, J.P. Morgan, Jefferies и KeyBanc Capital Markets.

В проспекте эмиссии, который был опубликован 16 марта, Semrush заявляла, что рассчитывает привлечь $235–269 млн без учета опциона организаторам размещения. Доли основателей компании Олега Щеголева и Дмитрия Мельникова до размещения составляли 45,7% и 22,9% соответственно.  

В конце первого дня торгов стоимость акции упала на 19,86%, до $11,22 за бумагу.

Причиной того, что компания продала 10 млн акций, а не 16,8 млн может быть то, что она не нашла спроса на весь объем, считает заместитель гендиректора по активным операциям ИК «ВЕЛЕС Капитал» Евгений Шиленков. Если спрос был, то он был по более низкой цене, чем нижняя граница диапазона, отметил он. «Не очень удачное размещение с точки зрения тех, кто попал в это IPO», — сказал Шиленков.

С ним согласен портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Эдуард Харин. «Спрос был низкий, судя по тому, что акции компании упали сразу после IPO», — отметил Харин. Он считает, что сейчас технологические компании из-за роста ставок пользуются более низким спросом: «Компании, которые торгуются на высоких мультипликаторах, очень чувствительны к ставкам».

Друзья детства

Щеголев и Мельников, которые основали Semrush, были друзьями с детства. Предприниматели потратили много времени, экспериментируя с разными идеями, чтобы создать платформу, которую «с гордостью можно не только использовать, но и назвать своей», написал Олег Щеголев в своем профиле на LinkedIn. «Я всегда знал, что Semrush — это продукт, где хорошие маркетологи становятся великими, и год за годом это доказывает наша международная платформа», — говорится на странице Щеголева в LinkedIn.

Параллельно с работой над Semrush Щеголев и Мельников развивали еще два проекта. Один из них — efind.ru, Олег занимался им с 2007 года, а Дмитрий с 2008-го. Это платформа для поиска электронных компонентов и электротехники у более чем 300 поставщиков в России и за рубежом. Щеголев был сооснователем efind.ru, он занимался техническими вопросами, а Мельников — административными. В 2011 году предприниматели покинули этот проект, хотя сайт работает до сих пор. В пресс-службе Semrush не ответили на вопрос, был ли efind.ru продан.

Еще одна совместная разработка предпринимателей — бесплатный интерактивный сайт с играми для детей tirnet.ru. С 2007 по 2011 год Щеголев и Мельников были там соруководителями. «Это то, к чему я могу возвращаться иногда и чувствовать, как будто я снова ребенок и в то же время делаю то, что мне нравится», — описал tirnet.ru Мельников в своем профайле на LinkedIn.

Сейчас Щеголеву и Мельникову по 40 лет. Создавать Semrush им пришлось в разгар финансового кризиса 2007-2008 годов. Semrush — это сервис конкурентной разведки для профессионалов интернет-маркетинга. Другими словами, компания разработала софт, который позволяет продвигать сайты, собирать данные о поисковых запросах, трафике, упоминаемости брендов и т. д. Щеголев рассказывал в интервью изданию «Компьютерра», что они занимаются SEO, или поисковой оптимизацией, с 2000 года. В 2007-м им для внутренних нужд понадобилась новая аналитика, которая позволяла бы отследить рост конкурентов в интернете. Они разработали такое решение для себя, но выяснилось, что оно интересно их друзьям и знакомым. Тогда продукт решили сделали общедоступным — так появилась Semrush. «Концепция сервиса какой была, такой и осталась: помогать изучать опыт конкурентов, узнавать их секреты, экономить деньги на экспериментах, понимать, что происходит на рынке», — рассказывал Щеголев.