10 августа 2004 16:00Russian Investment Review Magazine Summer Issue, Vol. 3, No.2 2004

Продавая доверие: Управление Портфелями приходит в Россию

,

Управление активами — это новое направление на российском бурнорастущем рынке ценных бумаг. Что представляет наибольшую сложность для новых портфельных управляющих? Это сами клиенты, утверждает Чарльз Теннес, Главный Директор по Инвестициям, Альфа-Капитал.

Развитие институциональных инвестиций в России было отнюдь не постепенным процессом, а, скорее, достаточно успешным и стремительным. Стали развиваться биржи, индексы, брокерские дома и депозитарии. Благодаря возникновению этих структур в России появилась возможность для развития индустрии управления активами, которая, несмотря на то, что в ней уже есть несколько успешных специалистов, все еще находится на начальной ступени развития. Интерес, который проявляет к этой индустрии Альфа-Групп и другие ведущие российские финансовые организации, а также заинтересованность иностранных управляющих компаний — это показатель большого потенциала этого бизнеса.

Успокаивающий эффект?

Теоретически, процесс управления активами должен оказать стабилизирующее влияние на изменчивый российский рынок ценных бумаг. Портфельный менеджмент — это объединение индивидуальных элементов в более гармоничное целое. Разделяя конкретные ценные бумаги на группы по индивидуальным характеристикам, управляющие создают комбинированные портфели, которые могут приносить положительную доходность при сниженном риске. Похоже, что это именно то, в чем Россия сегодня нуждается.

Но новые портфельные управляющие сталкиваются с двумя трудностями. Одна из них — это необходимость применять очень высокие профессиональные стандарты на рынке, который в своем отношении к бизнесу известен как «Дикий Запад». Вторая трудность — это сам клиент. С одной стороны, российское население очень нуждается в профессиональном управлении активами, так как теперь каждый гражданин сам несет ответственность за свое финансовое будущее. С другой стороны, особенность многих потенциальных клиентов — это сочетание хорошо обоснованного недоверия и нереалистичных ожиданий.

У российских мелких инвесторов есть все причины для скепсиса. Ведь в начале 90-х годов под опекой, как тогда предполагалось, профессиональных управляющих обесценились их приватизационные ваучеры. Многие вкладчики ваучерных фондов середины 90-х стали жертвами пирамид либо пострадали от финансового кризиса 1998 года. В конце 90-х вкладчики стали постепенно возвращаться на финансовые рынки — лишь для того, чтобы стать свидетелями того, как наиболее значимый фондовый индекс страны упадет на 25% всего в течение месяца после ареста Ходорковского. И неудивительно, что когда у них представился выбор в прошлом декабре, немногие выбрали частные управляющие компании для своих пенсионных накоплений. Вместо этого они обратились к депозитам, чья гарантированная процентная ставка вряд ли превысит уровень инфляции.

Более состоятельные институциональные инвесторы тоже оказались не в самом легком положении. Институциональный инвестор зачастую связан обязательствами по исполнению пенсионных планов. Поощряемые своими регуляторами эти управляющие зачастую ожидают гарантии возврата основного капитала. Как бы заманчиво это ни звучало, это противоречит основной догме нашей инвестиционной теории — высокая доходность может быть реализована, только если основной капитал подвергается риску. А низкокапитализированные управляющие компании, которые предоставляют гарантии, но не имеют возможности захеджировать риски, заложенные в них, могут даже спровоцировать новый финансовый кризис. В то же время те управляющие компании, которые откажутся предоставлять такие гарантии, могут оказаться неконкурентоспособными.

С частными крупными инвесторами проблем не меньше. Такие инвесторы имеют возможность (другое дело — следует ли им это делать) инвестировать деньги в более широкий спектр финансовых инструментов за пределами России с целью диверсификации. Огромные состояния, сколоченные в России ограниченной группой людей за прошедшие десятилетия подняли планку ожиданий, но, тем не менее, мы еще увидим время, когда крупные частные клиенты придут к российскому портфельному управлению активами с долгосрочными перспективами.

Возвращаясь к основам

Несмотря на все трудности, портфельные управляющие сегодня имеют преимущество работы в новой индустрии — где прецеденты еще не установлены. В то время как принято считать, что Россия — это исключение из всех правил — здесь управляющие имеют возможность обратиться к наиболее базовым понятиям своей профессии.

«Знайте своего клиента» — это один из основополагающих принципов американского закона управления активами. Он возлагает ответственность на управляющего за понимание финансовой ситуации клиента и его терпимости к риску. В России это должно сопровождаться значительными образовательными усилиями. Понятия, которые принимаются на уровне интуиции в странах с более развитой экономикой — например стоимость времени в денежном эквиваленте или соотношение доходности и риска — не всегда понятны новым российским капиталистам. Необходимо объяснять характеристики риска различных классов активов, а так же описывать возможность падения рынка и худшего варианта развития событий.

Прозрачность — это качество, которое портфельные управляющие обычно требуют от компаний, в которые они инвестирует, но сами они не всегда спешат раскрывать информацию о своей инвестиционной стратегии и критериях принятия решений. Большинство неохотно показывают свои основные позиции. В отсутствие четкой законодательной базы рекламирование прошлой доходности составляет неполную, если не вводящую в заблуждение картину. И как показал прошлогодний скандал в индустрии паевых фондов в США, с первого взгляда безобидная непоследовательность в применении правил проведения сделок может полностью подорвать целостность фонда. Взаимные фонды должны быть взаимными.

Доверие — это продукт

Это опять приводит нас к вопросу профессиональных стандартов. Продавая услуги по управлению активами, управляющие компании более чем какие либо иные организации продают доверие. Представьте себе, насколько отличается взаимодействие с управляющей компанией от большинства коммерческих трансакций. Вы платите 20 рублей и взамен вы получаете булку хлеба. Вы платите 2000 рублей и покупаете билет, который обещает вам место на рейсе Аэрофлота, вылетающем через неделю. Эта трансакция уже включает в себя некоторую степень доверия, которая, тем не менее, несравнима с тем уровнем доверия, которое вы проявляете, когда отдаете свои сбережения портфельному управляющему.

Для того, чтобы достичь своих целей в бизнесе российские управляющие активами должны лучше узнать своего клиента и завоевать его доверие. Отношение к бизнесу как к способу моментального обогащения, характеризовавшее Россию в недавнем прошлом, не принесет успеха в этой сфере. Вместо этого конкурентным преимуществом должно стать применение высоких этических и профессиональных стандартов, которые надо рассматривать именно так, а не как ограничения своей бизнес-модели. Появление управляющих компаний принесет пользу всему российскому обществу, если благодаря им высокие стандарты ведения бизнеса станут нормой.