30 августа 2007 16:00РБК daily

Хорошими вложениями будут металлургия, потребсектор и финансы

Интервью Михаила Хабарова, генерального директора УК «Альфа-Капитал»

Отраслевые фонды в последнее время приобрели популярность на рынке: они показывают неплохую доходность, и пайщики охотно несут в них деньги. Об отраслевых фондах, а также о новых идеях на рынке коллективных инвестиций РБК daily рассказывает генеральный директор УК «Альфа-Капитал» Михаил Хабаров.

— В последний год отраслевые ПИФы стали популярной идеей на рынке. Сначала были популярны фонды телекомов, потом энергетики, сейчас приобретают популярность фонды финансового и потребительского секторов. Будут ли появляться новые отраслевые стратегии?

— Количество отраслей лимитировано, поэтому бесконечно расширяться линейка отраслевых ПИФов не может. Само по себе появление отраслевых фондов обусловлено несколькими причинами, в том числе падением доходности нефтегазового сектора. Долгие годы компании нефтегазового секторы были драйвером рынка, их бумаги занимали по 40% в портфелях фондов акций. Поэтому, чтобы поучаствовать в росте рынка, достаточно было купить фонд акций. Впоследствии капитализация компаний этого сектора перестала расти столь быстрыми темпами, и их доля в портфелях была уменьшена. Управляющим потребовалось альтернативное решение, которое можно было бы предложить инвесторам. Так и возникла идея отраслевых фондов. Она базируется на том, что, например, все ожидают, что к концу года индекс РТС вырастет до 2200 пунктов, но это означает, что стоимость бумаг нефтегазового сектора может снизиться, а всего остального вырасти. Так зачем покупать все вместе, если можно купить только то, что вырастет. Кроме того, для каждого сектора есть свой драйвер роста, который в определенные моменты времени приобретает ключевое значение. Для энергетики, например, это реформа РАО «ЕЭС». Другой пример — драйвер фондов телекомов, который до сих пор не сработал.

— Вы «Ростелеком» имеете в виду?

— Да, реформу «Связьинвеста». Она пока не реализована, поэтому капитализация сектора не растет. Но если она будет реализована завтра, телекоммуникационные фонды заработают прибыль.

— Вы будете развивать свою линейку отраслевых фондов?

— Проект по созданию линейки отраслевых фондов «Альфа-Капитал» стартовал в начале года, когда были сформированы четыре отраслевых ПИФа. Запустив в августе еще три фонда — финансового, потребительского сектора и фонд предприятий с госучастием, мы считаем эту линейку сформированной.

— Но потребсектор, например, можно дробить?

Есть одна проблема. Идея должна быть понятна конечному потребителю. Кроме того, в фонде не может находиться бумага одной компании: необходимо иметь набор минимум из пятнадцати, чтобы была возможность выбора. Можно, конечно, в финансовом секторе разделить банки и страховые компании, но тогда будет по две-три бумаги в каждом фонде.

— Вы согласны с тем, что фонды потребсектора и финансов могут принести хорошую доходность в ближайший год?

— Я бы добавил к ним фонды металлургии, причем черную и цветную вместе, хотя драйверы у них разные. В цветной металлургии это цена на конечный продукт, которая, с нашей точки зрения, будет оставаться высокой в долгосрочном периоде. В черной металлургии происходят процессы консолидации отрасли в мировом масштабе и на уровне России, что приводит к лучшему контролю над издержками и рынками сбыта. И то и другое положительно скажется на капитализации компаний этого сектора. Поэтому мы считаем, что металлургия, наряду с финансовым и потребительским секторами, будет хорошим вложением.

— Как проходит формирование ваших новых фондов?

— Мы видим активный интерес инвесторов к фондам «Альфа-Капитал Потребительский сектор» и «Альфа-Капитал Финансы». Спрос на фонд предприятий с госучастием пока несколько ниже. Думаю, это связано с народными IPO: люди видят, что ВТБ и «Роснефть» не оправдали их ожиданий.

— Каковы перспективы энергетики, на ваш взгляд?

— В энергетике в конце прошлого года и январе-феврале этого года наблюдался довольно сильный рост, который привел к тому, что многие бумаги оказались переоценены. После этого энергетика вошла в боковой тренд. Но это не означает, что перспектив у нее нет. Просто после бурного роста инвесторы зафиксировали прибыль. Отрасль остается перспективной для долгосрочных вложений.

— А как реагируют наши пайщики на события на мировых рынках?

— Вкладчики реагируют по-разному, в зависимости от их инвестиционных целей и понимания ситуации. Конечно, отток в 1,5 млрд. руб., произошедший на рынке ПИФов в июле, — это плохо. Но «Альфа-Капитал», например, привлекает 500-600 млн. руб. ежемесячно. В частности, в том же июле мы привлекли более полумиллиарда рублей и рассчитываем на хороший результат в августе.

— То есть ваши пайщики не реагируют на внешний негатив?

— Они реагируют на 10-процентную коррекцию рынка. Для некоторых это повод вложиться в те фонды, которых у них раньше не было.

— По вашему мнению, СЧА отраслевых фондов может сравниться с СЧА фондов акций?

— Первое, что мы должны откровенно сказать инвестору, это что отраслевые стратегии являются более рискованными по сравнению с классическими. Хотя потенциально всегда в топовых листах будет один из отраслевых фондов, потому что эта отрасль в этот момент «выскочила» на 20—30%. Дополнительный риск всегда подразумевает дополнительную потенциальную доходность. Может ли быть так, что фонд, ориентированный на одну отрасль, выиграет у всех остальных по объему? Я считаю, что нет. Нет такой отрасли в России, которая все остальные будет «забивать» в течение долгого времени. Потенциально такой отраслью может быть нефтегазовая. Все же остальные отрасли не являются столь же доминирующими в экономике России, чтобы соответствующие фонды стали доминирующими на рынке коллективных инвестиций.

— А суммарно?

— Думаю, что нет. Мы видим приток людей, которые никогда ранее не покупали ПИФы. А им лучше заходить с более простых продуктов, то есть с классических. К нам приходит очень много людей, которые покупают фонды впервые. В этом суть развития: не ограничиваться работой с 500 тыс. имеющихся в России вкладчиков, а выйти на 5 млн. вкладчиков. Из них 4,5 млн. впервые будут покупать фонд, для них лучше выбрать классические продукты.

— Есть мнение, что отраслевые ПИФы — это маркетинг, в первую очередь выгодный управляющим, которые получают процент, когда пайщик переходит из одного фонда в другой. Это правда?

— Нет. Во-первых, у нас все переходы бесплатны. Если какая-то управляющая компания так делает, ее дни сочтены. Во-вторых, маркетинг — это еще и идея, понятная для клиентов. И я не вижу в этом никакого негатива. Единственное, что я могу сказать, что далеко не все управляющие компании, которые последуют примеру лидеров и запустят линейки отраслевых фондов, будут успешны. Для каждого фонда есть моменты, когда их запуск оптимален. Например, если кто-то сегодня будет запускать фонд энергетики, то он вряд ли выйдет на объемы фондов-лидеров. Момент несколько упущен. Не всегда копирование того, что делают другие управляющие компании, приносит успех.

— А какая будет следующая за отраслевыми фондами идея на рынке? Фонды с иностранными акциями?

— Мы сейчас разрабатываем идею создания ПИФов с акциями иностранных эмитентов. Но, к сожалению, сейчас доля таких акций в ПИФах ограничена 20%. Шаг со стороны регулятора сделан, но этого мало. Конечно, было бы здорово, если бы управляющие компании могли приобретать в портфели до 50% и более, тогда можно было бы сформировать несколько красивых идей с акциями стран BRIC, СНГ. Вторая идея связана с привлечением людей, которые впервые решили воспользоваться таким продуктом, как ПИФ. Одним из возможных продуктов может быть фонд, который ежемесячно или ежеквартально будет выплачивать дивиденды на вложенный капитал.

— То есть не капитализировать заработанную прибыль, а выплачивать?

— Да. Для людей, которые привыкли получать регулярный доход на текущее потребление в виде процентов с банковских вкладов, это может быть неплохая альтернатива. Тем более что управляющие могут обеспечить более высокий доход, чем трехмесячный депозит.