20 сентября 2007 16:00РосБизнесКонсалтинг

Интервью с исполнительным директором УК «Альфа-Капитал» Ириной Кривошеевой

,

На сегодняшний день ситуация на рынке стабильная, однако не так давно рынок падал. Как Вы считаете, «дно» пройдено или стоит вновь ожидать падения рынка?

Судя по всему, «дно» пройдено, и рынок дисконтировал возможные проблемы в сегменте ипотечных облигаций и межбанковского кредитования. Снижение будет происходить в том случае, если мы увидим серьезное замедление темпов роста мировой экономики. Однако об этом говорить как минимум рано. Ожидаемое смягчение монетарной политики и высокие цены на товарные группы приведут в ближайшей перспективе к росту на российском рынке.

В связи с нестабильной ситуацией на российском рынке, какие инструменты сегодня могут защитить от инвестиционных рисков?

Полностью от инвестиционных рисков может защитить только кэш в базовой валюте. Инвестиции всегда связанны с риском. Наша рекомендация на текущий момент — увеличение в портфеле доли акций. Более консервативные инвесторы, желающие свести риск практически к нулю, могут хранить сбережения в виде денежных средств, однако при этом платой за излишний консерватизм может стать значительная упущенная выгода. Да и сохранить таким образом сбережения от инфляции все равно не удастся.

Когда и при каких обстоятельствах российский рынок акций сможет выглядеть «островом стабильности»?

Российский рынок и сейчас выглядит «островом стабильности» — по сравнению с рынками других развивающихся стран. Волатильность нашего рынка в период случившегося летом кризиса ликвидности была существенно ниже, чем у других рынков — как развивающихся, так и некоторых развитых. Это вполне объяснимо, если рассматривать риски экономики РФ, связанные с сектором ипотеки или рынками заемного капитала, — на текущий момент они невысоки.

Как отреагировали клиенты Вашей компании на летние события на фондовом рынке?

С точки зрения активности клиентов, летние месяцы показали стабильный приток средств в наши ПИФы, то есть говорить о каком-то оттоке не приходится. Однако в плане выбора ПИФов ситуация была неоднородной. Если в начале лета спросом пользовались фонды акций, то на фоне волатильности фондового рынка наиболее привлекательными стали сбалансированные фонды. А с конца августа в число фаворитов снова вошли фонды акций, прежде всего отраслевые. При этом среди отраслей наибольшей популярностью пользуется металлургия. То, что мы наблюдаем сегодня — явное свидетельство того, что инвесторы становятся более продвинутыми и переходят от чисто спекулятивных вложений к инвестиционным. Это, собственно, и отличает рынок коллективных инвестиций в развитых странах.

Что сегодня делать с ПИФами — покупать или продавать?

Любая управляющая компания заинтересована в притоке средств, поэтому мы, конечно, рекомендуем покупать ПИФы. С другой стороны, всегда необходимо смотреть, что именно покупать. На начало сентября уровень стоимости паев является очень привлекательным для инвесторов, ориентированных на среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Например, это четко можно сказать о фондах, специализирующихся на акциях «второго эшелона», металлургии и потребительском секторе. Наша рекомендация в самом общем виде может быть сформулирована следующим образом: не покупать и не продавать бумаги хаотично, исходя из движения рынка, а более внимательно относиться к возможности докупок и перехода из фонда в фонд.

Сравнительно недавно появился такой инструмент вложения, как пенсионные ПИФы. Что Вы думаете об этом? Есть ли у Вас такой инструмент вложения?

Пенсионный ПИФ — это новый специализированный продукт для негосударственных пенсионных фондов. Наша компания одной из первых запустила такой фонд. Для НПФ это интересный и удобный механизм инвестирования, и с учетом роста рынка пенсионного страхования этот инструмент будет все более востребован.

Какова стратегия Вашей компании во II полугодии 2007 года?

Стратегия компании во II полугодии направлена на выполнение стратегических целей, поставленных в начале года. Сегодня мы входим в тройку лидеров рынка розничных ПИФов, при этом наша доля растет. Мы серьезно работаем над расширением нашей дистрибьюторской сети, поскольку именно эта задача — приблизить ПИФы к потребителю — является ключевой для развития нашей компании и отрасли в целом. Если в начале года наши продажи осуществлялись в основном через отделения «Альфа-Банка», то сейчас идет плавное наращивание продаж через собственные офисы и агентов. В связи с ростом клиентской базы, а с начала года она выросла на 80%, изменяется и структура привлечения средств в наши ПИФы. Если в начале года основной объем приносили докупки от уже существующих клиентов, то сейчас соотношение изменилось в пользу новых пайщиков. Важно отметить, что II полугодие с точки зрения всех участников рынка — еще и время активной рекламной кампании, активного продвижения продуктов. Период летнего затишья прошел, и ожидается более динамичный рост, который будет поддерживаться и нашей маркетинговой активностью.